Конкурентоспособность гостиницы, влияние качества на конкурентоспособность гостиничного обслуживания
П р и м е ч а н и е . Источник: собственная разработка
Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что динамика 3-х показателей соответствует рекомендуемой тенденции, а динамика 4-х не соответствует. Определим причину несоответствия: изменение коэффициента финансовой независимости вызвано опережающим ростом валюты баланса по сравнению с собственным капиталом. Следует отметить, что при анализе финансовой устойчивости оптимальным значением данного показателя является значение коэффициента > или = 0,5. Таким образом, данный показатель отражает нехватку собственного капитала и отражает некоторую негативную тенденцию. Коэффициент выработки, приходящейся на одного работника, снизился в связи со снижением в 2009 году выручки на 756 млн. руб. или на 14,8 % по сравнению с предыдущим годом. По этой же причине снизился и коэффициент трудоемкости. Увеличение коэффициента административной нагрузки вызвано расширением штата за счет увеличения специалистов по маркетингу в 2009 году, что отражает стремление предприятия быть более внимательным к потребителю и удовлетворять все его потребности. Таким образом, мы видим, что снижение показателей отражает развитие предприятия, которое недавно открылось и занимает свою нишу на рынке услуг. Из всего вышесказанного можно сделать заключение о том, что нельзя однозначно сказать об увеличении или снижении конкурентоспособности РУП «Отеля «Минск».
Далее проведем оценку конкурентной среды гостиничного предприятия «Отель «Минск». Для этого проведем анализ реальных и потенциальных конкурентов на рынке гостиничных услуг Республики Беларусь. На сегодняшний день на рынке Республики Беларусь отсутствуют отели класса 4****, поэтому можно провести анализ гостиниц 3*** с учетом того, что в соответствие со стандартом главным отличием между гостиницами разных классов является размер помещения номеров. В сфере гостиничных услуг существует несколько гостиниц класса 3***. Самыми известными являются гостиницы: «IBB», «Планета», «Беларусь». Но вся проблема оценки конкурентной среды состоит в том, что ее невозможно провести в связи с отсутствием каких-либо экономических данных по этим гостиничным предприятиям. Поэтому автор приводит анализ конкурентной среды, в частности, по «Гостинице «Планета», касаясь только ассортимента услуг.
«Гостиница «Планета» имеет конкурентное преимущество перед РУП «Отель «Минск» за счет того, что оно дополнительно предлагает услуги:
- предоставления перевода нотариально заверенного;
- аренды оргтехники;
почты;
страхования;
предоставления специализированной комнаты переговоров и конференц-зала, оборудованного мультимедийными проектами, аудио- и видеоаппаратурой, большим телевизором и проектором, устройством синхронного перевода.
Все вышеперечисленные услуги, предоставляемые «Гостиницей «Планета», в основном имеют значение для категории деловых гостей, бизнесменов, которые останавливаются для решения своих вопросов, переговоров с партнерами и др. «Отель «Минск» также ориентируется на сегмент рынка, включающий деловых людей, бизнесменов, спортсменов, но в данный момент таких дополнительных услуг не предоставляет.
Уровень обслуживания и качества гостиничных услуг в «Гостинице «Планета» заслуживает уровня 4****, но в 2002 году данное предприятие не смогло получить данный класс из-за несоответствующего стандарту метража комнат номеров, а по всем остальным положениям показатели совпадали со стандартными. «Гостиница «Планета» была построена в 80-х годах, когда применялся другой стандарт, поэтому метраж комнат изменить можно только при реконструкции этого здания и постройке нового.