Конкурентоспособность гостиницы, влияние качества на конкурентоспособность гостиничного обслуживания
Качество продукции и услуг в условиях рыночной экономики выступает фактором конкурентных преимуществ организации, что в свою очередь, повышает конкурентоспособность самой организации.
Конкуренция представляет собой важнейший элемент хозяйственного механизма рыночной экономики. Роль и значение конкурентной борьбы определены А. Смитом в 19 веке в знаменитом принципе «невидимой руки», который проявляется в устранении различий между целями индивидуальных кругооборотов капиталов и кругооборотом общественного капитала. Механизм конкуренции обеспечивает динамизм, сбалансированное и эффективное развитие рыночной экономики.
Конкуренция выполняет важные функции:
- выявляет рыночную стоимость продукции;
- дифференцирует товаропроизводителей;
создает условия для формирования средней нормы прибыли;
ведет к переливу капиталов в высокорентабельные отрасли и виды деятельности и т.д.
Конкуренция рассматривается в экономической литературе как борьба товаропроизводителей за рынок сбыта и источники сырья. Однако следует отметить, что в современной рыночной экономике конкуренция охватывает взаимодействие предприятий на определенных сегментах рынка, поэтому в практике хозяйствования этот процесс нельзя представлять как всеобщее противостояние экономических субъектов. Рыночная конкуренция - это экономическая борьба за определенный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся предприятиями на целевых сегментах рынка продукции и услуг [13, с. 21].
По аналогии с товарным рынком конкуренция в сфере услуг включает функциональную, видовую и маркетинговую конкуренцию.
Функциональная конкуренция является следствием того, что любую потребность, в принципе, можно удовлетворить различными способами. Например, потребность в образовании может быть удовлетворена высшим учебным заведением, техникумом и колледжем, профессионально-техническим училищем и школой.
Видовая конкуренция характеризует наличие услуг одного назначения и близких друг другу по многим параметрам, но отличающихся каким-то существенным свойством или свойствами. Видовыми конкурентами являются, например, университеты, институты, готовящие специалистов одного профиля.
Маркетинговая конкуренция, называемая иногда межфирменной или предметной, возникает в случае малосущественных отличий между услугами, предоставляемыми различными предприятиями сферы услуг, или при полной идентичности услуг.
Наличие разных форм, видов, методов конкуренции заставляет предприятия тщательно изучать своего соперника на рынке. Собранный материал о каждом конкуренте подвергается тщательному анализу и принимается решение о выработке адекватной стратегии конкурентной борьбы. Важной составной частью выработки стратегии обеспечения конкурентоспособности является анализ конкуренции на рынке и диагностика конкурентной среды.
Необходимость оценки конкурентоспособности организации обусловлена рядом причин. Во-первых, ее конкурентоспособность различна на разных этапах жизненного цикла, а значит и должна отличаться избранная стратегия. Гостиничное предприятие «Отель «Минск» находится на пограничном рубеже между двумя жизненными циклами: становление и подъем. Во время становления гостиница создавала определенные конкурентные преимущества, которые помогли найти свою нишу рынка и адаптироваться к внешним условиям, направляла инвестиции в наиболее значимые элементы. Главной целью в этом цикле являлись обеспечение быстрого роста, и захват своей части рынка. На современном этапе постепенно гостиница переходит к следующей составляющей жизненного цикла предприятия - подъем, на которой требуется достичь существенного усиление конкурентоспособности за счет увеличения спроса на услуги и продаж, а также значительного увеличения инвестиций в развитие.