Конкурентоспособность гостиницы, влияние качества на конкурентоспособность гостиничного обслуживания
Во-вторых, существуют факторы, влияющие на интенсивность конкуренции, определяющие условия, в которых функционирует каждый конкретный рынок и составляющие его экономические единицы. Состояние каждой силы (фирмы, чьи продукты могут быть заменителями; поставщики; покупатели; потенциальные конкуренты; конкуренция внутри отрасли) и их совместное воздействие определяют возможности конкретной фирмы в конкурентной борьбе и ее потенциал. Хотя в условиях рыночной конкуренции фирма подвергается влиянию пяти сил конкуренции, но наибольшее давление ощущается на «центральном ринге» конкурентной арены - конкуренция внутри отрасли. Это заставляет постоянно сравнивать позиции предприятия и реальных конкурентов.
Поэтому принципиально необходимым является постоянная оценка конкурентоспособности предприятия. В нестабильных условиях формирующегося рынка для характеристики и определения конкурентоспособности предприятий следует применять методику, которая получила наибольшее распространение и называется «Теория эффективной конкуренции». Суть ее заключается в использовании большого количества показателей, характеризующих различные направления деятельности предприятия, которые в совокупности дают достаточно полную картину о производственном потенциале предприятия и его месте на рынке. Наиболее часто выделяют пять направлений деятельности фирмы, по которым производят оценку: анализ финансовой деятельности, производственно-технологического процесса, организации и управления, маркетинга, трудовых ресурсов и стимулов [12, с.34].
Понятие «конкурентоспособность» сравнительное, поэтому следует рассматривать не только показатели оцениваемого предприятия на данный момент, но обязательно сравнивать их с показателями базисного периода (т.е. оценивать конкурентоспособность фирмы в динамике), а также сделать оценку существующих и потенциальных конкурентов.
Рассчитаем некоторые показатели конкурентоспособности по каждому направлению деятельности РУП «Отель «Минск»:
§ Финансовая деятельность:
o Коэффициент рентабельности продаж = Прибыль от реализации / Товарооборот; (1)
o Коэффициент финансовой независимости = Собственный капитал / Валюта баланса; (2)
§ Производственно-технологический процесс:
o Коэффициент выработки на одного работника = Товарооборот / Среднесписочная численность работников;(3)
o Затратоотдача = Товарооборот / Издержки обращения; (4)
§ Организация и управление:
o Коэффициент административной нагрузки = Численность административно-управленческого персонала / Численность торгово-оперативного персонала; (5)
§ Маркетинг:
o Уровень издержек обращения = Издержки обращения / Товарооборот; (6)
§ Трудовые ресурсы и стимулы:
o Коэффициент трудоемкости = Число торгово-оперативного персонала / Товарооборот; [6, c.38] (7)
Итоговые результаты расчета показателей оценки конкурентоспособности гостиничного предприятия РУП «Отель «Минск» представлены в таблице 5.
Таблица 5. Показатели оценки конкурентоспособности РУП «Отель «Минск»
Показатель и коэффициент |
Рекомендуемая тенденция |
2008 |
2009 |
1. Финансовая деятельность § Коэффициент финансовой независимости § Коэффициент рентабельности продаж |
увеличение увеличение |
0,22 0,42 |
0,21 0,53 |
2. Производственно-технологический процесс § Коэффициент выработки на одного работника § Затратоотдача |
увеличение увеличение |
12,6 1,71 |
10,3 2,14 |
3. Организация и управление § Коэффициент административной нагрузки |
снижение |
0,08 |
0,081 |
4. Маркетинг § Уровень издержек обращения |
снижение |
0,58 |
0,47 |
5. Трудовые ресурсы и стимулы § Коэффициент трудоемкости |
снижение |
0,07 |
0,089 |