Анализ должностного поведения персонала
- Исполнительское поведение - направленное на исполнение исходящих сверху указаний, подразумевающее высокую степень дисциплины и соответствие принятым нормам.
- Адаптационное поведение - специфический вид поведения, направленный на максимально скорую адаптацию к изменениям условий внешней среды. В узком смысле может рассматриваться как поведение в процессе трудовой адаптации к новому месту работы, к новому коллективу. В широком смысле - это любые формы поведения, способствующие повышению адаптационных возможностей предприятия.
- Экономическое поведение - направленное на повышение экономической эффективности, то есть на получение максимального результата при снижении затрат.
- Предпринимательское поведение - разновидность экономического поведения, направленная на извлечение и максимизацию прибыли.
- Стратификационное поведение - направленное на поддержание различий между стратами (иерархическими уровнями) в организации. Данный вид поведения обычно проявляется в подчинении руководству и уважению к нему.
- Как отдельную разновидность можно выделить субординационное поведение, направленное на соблюдении субординации, подчиненности и иерархии в организации.
- Ролевое поведение - обусловленное выполнением требований определенной социальной роли (ролей).
- Коммуникативное поведение - направленное на осуществление коммуникаций, общение, взаимодействие между людьми.
- Манипуляционное поведение - как следует из названия, направленное на манипуляции, или получение от других людей желаемых форм поведения, без их внутреннего согласия. Деструктивность такого поведения проявляется в ухудшении социально-психологического климата, снижении уровня сплоченности, что неизбежно отражается на всех показателях эффективности организационного поведения.
- Девиантное поведение (от лат. deviatio - отклонение) - поведение с отклонением от принятых в обществе правовых или нравственных норм. В рамках организации, где система норм и правил создается ради достижения организационных целей, отклоняющееся от них поведение обычно является деструктивным. Но в отдельных случаях именно девиантное поведение сигнализирует о необходимости изменений и позволяет организации адаптироваться[50].
- Делинквентное поведение (от фр. delinquent - преступник) - разновидность девиантного поведения. Основные виды - преступность и уголовно ненаказуемое аморальное поведение. В зависимости от складывающейся ситуации, любое поведение может в конечном итоге носить как конструктивный, так и деструктивный характер. Однако, особого внимания со стороны руководителей заслуживают следующие виды поведения, которые с наибольшей степенью вероятности будут для организации деструктивными[61].
В салоне красоты «Бенигнум» находят отражение такие виды должностного поведения, как конструктивное поведение, способствующее достижению организационных целей, нейтральное поведение также имеет место, нормативное поведение, которое в целом соответствует принятым в салоне красоты нормам и правилам. Случаи деструктивного и ненормативного поведения сотрудников в салоне красоты «Бенигнум» зафиксированы не были.
Эффективное должностное поведение работника предполагает, что человек надежно и добросовестно исполняет свои обязанности, готов во имя интересов дела и своего коллектива в условиях меняющейся ситуации и возникающих требований выходить за пределы своих непосредственных обязанностей, прилагая дополнительные усилия, проявляя активность, сотрудничество и помощь; что он удовлетворен своей работой и не собирается менять ее[65].
По результатам проведенного анкетирования на эффективное должностное поведение персонала в большей степени влияют (рис.2.6.):
- стиль руководства - данный параметр отметили 80% (15 человек) сотрудников салона красоты «Бенигнум»; причем для 80% персонала в приоритете демократический стиль управления (остальные затруднились с ответом);
- система мотивации персонала - данный парамерт по степени важности отметили 18 человек, что составляет 95% персонала; следует отметить, что 16 из 19 штатных единиц не довольны политикой руководства в этой области, что составляет 84%.
Рис. 2.6. Факторы, влияющие на должностное поведение персонала
Именно эти параметры - стиль управления и мотивация персонала - как наиболее влияющие на эффективное должностное, а вместе с ним и клиентурное поведение, мы рассмотрим.
Стиль работы руководителя представляет собой совокупность приёмов и способов управленческого воздействия на персонал[8]. Несомненно, с помощью стиля руководства можно значительно улучшить работу организации, но можно и существенно ухудшить. Следует помнить, что не существует универсального стиля управления, одинаково подходящего для осуществления руководства разными людьми[17]. Хороший руководитель - это хороший психолог, который в нужный момент выбирает тот стиль управления, который в наибольшей мере отвечает требованиям конкретной управленческой ситуации.