Модель процесса управления персоналом
Под направлением развития организации полагается целенаправленность перемен. Все перемены в организации направлены на совершенствование процессов, определенных в процессной модели процесса управления персоналом и в математической модели эффективности процесса управления персоналом. Проблему может составлять порядок этих перемен. Для того, что бы определить его, посмотрим, какие перемены рекомендуют приведенные выше методики управления организациями и интегрируем их в одну методику, установив их порядок:
Существует несколько методик постоянных улучшений в организации. Свой способ определения того, что следует улучшить предлагают:
В Кайдзен [25]: следует решать все проблемы и совершенствовать все аспекты жизни;
Элияху Голдратт в TOC [26]: Следует обнаружить ограничение - место в системе или вне нее, которое больше прочих задерживает поток ресурсов внутри системы или взаимодействие системы с внешним миром;
В TQM [29]: Следует обнаружить процесс, качество которого наименее удовлетворительно и усовершенствовать его;
В Канабан [24]: Следует устранить лишнее;
В Lean [27]: Следует обнаружить процесс, вызывающий наибольшие затраты и постараться сделать его дешевле;
В Шести Сигмах [28]: обнаружить самый неустойчивый и непредсказуемый процесс и постараться сделать его устойчивым и предсказуемым;
Психодиагностика [21]: обнаружить процесс, который недостаточно хорошо использует потенциал ресурсов и изменить его так, что бы этот потенциал использовался в большей степени с учетом износа элементов системы (в особенности, выгорания персонала);
Приблизительно в таком порядке это и можно выполнять:
Обнаружить процесс, являющийся ограничением в системе (процесс в системе или вне нее, который больше прочих задерживает поток ресурсов внутри системы или взаимодействие внутри системы или с внешним миром);
Следует устранить лишнее в этом процессе;
Следует постараться сделать этот процесс дешевле;
Проверить, достаточно ли хорошо этот процесс использует потенциал ресурсов и изменить его так, что бы этот потенциал использовался в большей степени с учетом возможного износа элементов системы (в том числе, с учетом выгорания и утомляемости персонала);
Усовершенствовать прочие аспекты этого процесса;
Перейти к поиску следующего процесса (куда переместилось ограничение);
Когда ограничение переместится за пределы системы, найти способ переместить его еще дальше, усовершенствовав подобным образом процессы взаимодействия системы с внешним миром так, что бы ограничение оказалось вне зоны ответственности системы;
Параллельно с этим, в процессе принятия решений, следует выполнять следующие рекомендации:
Определить ценность конкретного продукта [27];
Определить поток создания ценности для этого продукта [27];
Обеспечить непрерывное течение потока создания ценности продукта [27];
Позволить потребителю вытягивать продукт [27];
Стремиться к совершенству [27];
Держать фокус на клиентах [25] - для компании, использующей кайдзен, более всего важно, чтобы их продукция (услуги) удовлетворяли потребности клиентов;
Осуществлять непрерывные изменения [25] - это принцип, характеризующий саму суть кайдзен, то есть, непрерывные малые изменения во всех сферах организации - снабжении, производстве, сбыте, личностных взаимоотношений и так далее.
Открыто признанавать проблемы [25] - все проблемы следует открыто выносить на обсуждение. (Там, где нет проблем, совершенствование невозможно)
Пропаганда открытости [25] - малая степень обособленности (особенно в сравнении с западными компаниями) между отделами и рабочими местами.
Создавать рабочие команды [25] - каждый работник становится членом рабочей команды и соответствующего кружка качества (новый для организации работник входит также в состав клуба «первогодок»).
Управлять проектами [25] при помощи межфункциональных команд - ни одна команда не будет работать эффективно, если она действует только в одной функциональной группе. С этим принципом тесно связана присущая японскому менеджменту ротация.
Формировать «поддерживающие взаимоотношения» [25] - для организации важны не только и не столько финансовые результаты, сколько вовлечённость работников в ее деятельность и хорошие взаимоотношения между работниками, поскольку это неизбежно (пусть и не в данном отчётном периоде) приведет организацию к высоким результатам.
Развитие по горизонтали. [25] (Личный опыт должен становиться достоянием всей компании)
Развивать самодисциплину [25] - умение контролировать себя и уважать как самого себя, так и других работников и организацию в целом.
Самосовершенствование. [25] (Приучи себя определять вопросы, за которые отвечаешь ты лично, в отличие от тех, за которые отвечают другие, и начинай с решения собственных задач).
Информирование каждого сотрудника [25] - весь персонал должен быть полностью информирован о своей компании.
Делегировать необходимые полномочия каждому сотруднику [25] - передавать определенный объём полномочий каждому сотруднику. Это становится возможным благодаря обучению по многим специальностям, владению широкими навыками и умениями и пр.