Сущность и структура менеджмента
В том случае, когда работа из изучения потребительского спроса, разработки и внедрения на рынке новых видов продукции, проведения рекламных кампаний и тому подобное организованная некомпетентно и безграмотно, уровень внутренней конкурентоспособности организации никоим образом не застраховывает ее от низких результатов и даже банкротства. Однако все усилия менеджмента в деле повышения внешней и внутренней конкурентоспособности организации могут не обеспечить высокий уровень общей конкурентоспособности, если состоялись глубокие кризисные явления в макроокружении предприятия, которые влияют на снижение уровня внешней конкурентоспособности организации.
Для достижения поставленных целей и заданий необходимо на основе анализа внешней и внутренней среды выявлять или создавать потенциал успеха и обеспечивать его трансформацию в факторы успеха, который выступает в качестве прерогативы эффективного (конкурентоспособного) менеджмента, а не стратегического менеджмента.
Стратегический менеджмент и эффективный менеджмент не является идентичным или такими, которые находятся в конфликте, они являются взаимодополняющими механизмами управления. Хотя оба допускают необходимость сосредоточить внимание на клиентах, они имеют также важные отличия один от другого. В качестве наиболее важного для понимания нашей концепции выступает слово "конкурентоспособность" как главный целевой приоритет в рамках эффективного менеджмента.
Согласно этому, эффективный менеджмент должен обеспечивать конкурентоспособность предприятия, а стратегический менеджмент - выполнение функций планирования, реагируя на внешние изменения субъекта ведения хозяйства. Каждый механизм выполняет свое задание. Стратегический менеджмент должен использоваться в процессе эффективного менеджмента как дополняющий механизм для обеспечения внутренней и внешней конкурентоспособности предприятия.
Рассмотрим понятие потенциала успеха. Такой потенциал характеризует способности и ресурсы предприятия, с помощью которых оно может стойко обеспечивать эффективность своей деятельности в условиях рынка, то есть быть конкурентоспособным.
Факторы успеха, в свою очередь, опираются на потенциал успеха и отличаются от него тем, что непосредственно влияют на рыночный эффект, выступая в качестве движущей силы успеха предприятия, благодаря своему адекватному приложению на рынке. Например, если при использовании квалификации персонала или организационной культуры создана эффективная услуга, то эти названные возможности предприятия уже выступают в качестве факторов успеха.
В рамках выявления и создания потенциала успеха важно вовремя выявлять опасность и возможности как во внутренним среде предприятия, так и во внешним окружении. На этой основе должна достигаться его конкурентоспособность.
Невзирая на сложный характер успеха, много научных работников единственные в том, что основа успеха - стойкие конкурентные преимущества, которые заключаются в лучших, с позиций клиента, потребительских свойствах данного товара по сравнению с конкурирующим. Например, некоторые переменные, которые в специальной литературе характеризуются как факторы успеха, не могут способствовать укреплению позиций торговой марки, потому что не ориентируются непосредственно на потребности потребителя.
Стоит отметить, что конкурентные преимущества чаще определяются внутренним потенциалом предприятия, чем потенциалом внешней среды. Таким образом, смещенные акценты из сферы барьеров вступления на рынок и мобильности предприятия в сторону мобильности ресурсов на рынке факторов производства. Безусловно, что ресурсные преимущества данного субъекта ведения хозяйства приобретают большое значение только в случае корреляции с рыночными запросами, то есть с точки зрения клиента.
Рядом с ориентацией на потребителя предприятия в вопросах обеспечения своей конкурентоспособности должны учитывать и конкурентов, в связи с тем, что даны хозяйственные субъекты в своей деятельности стремятся принести клиенту больше выгод в сравнении с предложениями конкурентов, максимизируя тем же собственный успех. В то же время чрезмерная конкурентная ориентация может привести к негативному влиянию на успех предприятия.