Сущность и структура менеджмента
Невзирая на то, что при обычном анализе внешнего окружения в центре внимания находятся в первую очередь конкуренты и потребители, в процессе эффективного менеджмента необходимо глобальное охватывание окружающей среди данного субъекта ведения хозяйства для выявления отрасли, которая позволит достичь и в течение длительного времени сохранить чрезвычайное положение предприятия по сравнению с конкурентами. В связи с этим, в первую очередь, менеджментом предприятия определяется - какие факторы успеха в глазах потребителей будут иметь значение в будущем. На основании прогнозов оказывается будущий потенциал успеха, при этом взвешивается задача: надо пытаться искать новый потенциал или использовать уже выявленный.
Очень важные предпосылки, которые обусловлены потребностями клиентов, а также предпосылки, связанные с конкурентами, потому что ресурсы предприятия теряют свою ценность именно под воздействием их активности.
Что касается создания нового потенциала успеха, то предприятие должно определиться, на каких рынках - новых или освоенных - будут улучшены или сохранены его конкурентные позиции. При этом субъекты ведения хозяйства должны стремиться использовать то, чем владеют теперь, по-новому внедряя инновации. Главное внимание на этих предприятиях должно уделяться нетрадиционному и более интенсивному использованию имеющихся в их распоряжении ресурсов с целью создания новых отличительных способностей в организации. В таком случае менеджеры должны не просто приспосабливать имеющиеся в них ресурсы к требованиям среды, в которой они будут использоваться, оставляя для других те требования, какие их ресурсы не могут удовлетворить. Напротив, они творчески должны использовать свои ресурсы, формируя требования окружения, какие они способны полностью удовлетворить, его параметры, которым они могут отвечать наилучшим образом, на основании этого постоянно обновляя и трансформируя свою организацию, как с позиций ее внутреннего здания, так и с позиций ее внешнего окружения. Действительно, "знать, на что способная организация, уметь материализовать эти способности, понять условия, при которых эти способности становятся востребованными окружениям, и создать эти условия - вот залог успеха в современном мире", по словам В.С. Ефремова. Все сказанное позволяет сделать вывод, что для обеспечения конкурентоспособности предприятия должны активно создавать вокруг себя такую среду, которой они отвечают в максимальной степени, то есть их внутренний потенциал должен получить максимальное выражение и требование во внешнем окружении.
Для теории и практики эффективного менеджмента большое значение имеют взаимосвязи в процессе его осуществления. При этом необходимым является постоянное развитие нового потенциала успеха и трансформации его в факторы успеха.
Осуществление рассмотренного процесса эффективного менеджмента должно базироваться на следующих группах принципов, известных в науке управления,:группа. Принципы ориентирования: миссии и стратегии; фактор качества; удовлетворение потребителей; инновации.группа. Принципы критических факторов: фактор времени; инновации; информационные технологии; корпоративность.группа. Принципы приоритетов: человеческие факторы; мотивация; профессионализм.
Стоит отметить, что перечисленные принципы эффективного менеджмента будут изменяться с ростом уровня переменчивости экономической среды.
Необходимо напомнить, что для достижения конкурентоспособности хозяйственных субъектов должно быть управленческое влияние. Поэтому с выявлением и созданием потенциала успеха предприятия должно происходить развитие потенциала успеха менеджмента.
В первую очередь потенциал развития менеджмента определяется величиной и структурой ресурсов, возможностями их использования и отдачей. Менеджменту как управлению необходимы следующие виды ресурсов:
человеческие (менеджеры),
материальные ресурсы (в основном - компьютерная техника), информационные ресурсы
финансово-экономические ресурсы.
К тому же, в качестве невозвратного ресурса менеджмента выступает время, потому в процессе менеджмента актуальная проблема экономии времени. Следует отметить, что не сами ресурсы, а их движение характеризует потенциал развития менеджмента. Однако, как и потенциал успеха предприятия, данный потенциал развития важно реализовать в соответствии с потребностями объекта управления и изменений внешней среды. Это, в свою очередь, в соответствии с мнением Е.М. Короткова, является концепцией управления, ориентированной на развитие: «Понятие потенциала развития управления имеет две стороны: с одной стороны, это характеристики ресурсов и возможности их использования, с другой стороны - это концепция управления, которая принята в фирме и ориентирует на инновации и развитие».