Сущность и структура менеджмента
Таким образом, можно сделать вывод, что на современном этапе контроль играет определяющую роль в процессе развития и функционирования систем управления предпринимательскими структурами. Его правильная организация и применение помогают предпринимательским структурам снизить риски оппортунистического поведения, повысить эффективность работы сотрудников, что в значительной степени способствует росту сравнительной конкурентоспособности компании. Базируясь на концептуальных установках о циклическом развитии предпринимательских структур, был сделан вывод о том, что в рамках сложившейся в данный момент кризисной ситуации в экономике страны предпринимательские структуры, основанные на реализации контроля в процессе функционирования систем управления ими, а также на двух других уровнях, оказываются более способными противостоять стихийным рыночным тенденциям и настроениям. Это объясняется тем, что в таких условиях состояние компании, при котором контроль успешно реализуется в рамках систем управления, является предельно близким к идеальному состоянию компании на рынке.
Суммируя все вышесказанное, следует отметить, что для эффективной реализации контроля в практической деятельности предпринимательских структур, система факторов, представленная на рис. 1.1, должна трансформироваться следующим образом (рис. 1.4):
Рис.1.4 - Система факторов, влияющих на формирование восприятия контроля как эффективной функции управления
При таком построении факторов, влияющих на формирование восприятия контроля, его роль будет реализована с максимальной эффективностью.
Концепция эффективного менеджмента конкурентоспособности предприятий
Прежде чем перейти к рассмотрению концепции эффективного менеджмента отмеченных субъектов ведения хозяйства, стоит напомнить, что цель данного типа управления - наличие конкурентоспособности предприятия как объекта управления. В соответствии с этим главным заданием эффективного менеджмента является достижение и содержание конкурентоспособности предприятия в условиях изменения внешней и внутренней среды. Это задание можно разбить на две отдельных задачи принципиального значения: во-первых, обеспечение конкурентоспособности внутренней среды предприятия; во-вторых, обеспечение его конкурентоспособности во внешним среде.
Внутренняя конкурентоспособность названных субъектов ведения хозяйства выражается в выработке и развитии внутрипроизводственных ресурсов и компетенций, которые позволили бы предприятию завоевать преимущества перед конкурентами. Другими словами, это оптимальное использование внутренних возможностей организации с целью обеспечения ее конкурентоспособности.
Внешняя конкурентоспособность предприятия заключается в удовлетворении запросов внешней среды с помощью оптимального использования его внешних возможностей, иначе говоря, в создании и поддержке внешних конкурентных преимуществ организации.
Названные конкурентоспособности взаимозависимые и влияют друг на друга, а также на общую конкурентоспособность предприятия. К тому же, осуществляется это конкурентоспособным менеджментом организации. Отсюда выплывает, общая конкурентоспособность названных субъектов ведения хозяйства имеет двойственную природу, которая выражается в композиции двух этих составляющих. Очевидно, что высокий уровень какой-либо составляющей обеспечивает повышение конкурентоспособности в целом.
Вместе с тем даже при достаточно высоком уровне внутренней конкурентоспособности организация не будет иметь высокого уровня общей, если не будет обеспечена ее конкурентоспособность с точки зрения использования рыночных возможностей.
На основании сказанного можно сделать вывод, что для получения организацией максимально высоких результатов необходимо больше всего полно реализовать ее рыночные возможности и достаточно обеспечить максимально высокий уровень внутренней конкурентоспособности. Действительно, по мнению Т. Йеннера, конкурентоспособность предприятия зависит "…от его умения вовремя распознавать релевантные изменения в конкурентной среде и развивать свои ресурсы так, чтобы адекватно отвечать на эти изменения".