Сущность и структура менеджмента
Трудно дать единственное абсолютно четкое и полное определение понятия «менеджмент». Функции, сферы, уровни менеджмента и ситуации, в которых они реализуются, значительно отличаются между собой.
«Менеджмент» - это чрезвычайно широкое и многомерное понятие. Для того чтобы лучше осознать его сущность, на него следует посмотреть из разных сторон.
Этимологически менеджмент происходит от латинского слова "manus" - рука. Изначально это слово означало умение бережно вести домашнее хозяйство, мастерски владеть средствами труда, умело работать. С появлением многих видов работы, с углублением специализации возникла потребность в деятельности, которая связывала в единое целое работу многих отдельных исполнителей. В соответствии с этим трансформировалось и содержание понятия "менеджмент". Это слово вобрало у себя все численные требования к управлению как к науке, искусству ведения дел и стиля работы.
Современный Оксфордский словарь английского языка толкует понятие "менеджмент" не однозначно, а именно:
менеджмент - это способ, манера общения с людьми;
менеджмент - это умение и административные навыки организовывать эффективную работу аппарата организации;
менеджмент - это власть и искусство управления;
менеджмент - это органы управления, административные единицы, подразделения.
По определению Википедии, ме́неджмент (от англ. management - управление, руководство, менеджмент, администрация, дирекция, умение владеть) - означает разработку (моделирование), создание, максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем.
Б. Мещеряков и В.Зинченко дают несколько различных определений. В их толковании менеджмент это:
Особая научно-практическая дисциплина или совокупность концепций (организационных, технических, экономических, психологических).
Задача, определяющая функции управления, которые включают постановку целей, принятие решений и контроль над их выполнением.
Группа профессионалов в организации, занимающихся выполнением функций управления ею.
Совокупность процедур и средств, реализующих функции управления.
Социальный институт, отвечающий чаяниям и надеждам определенной части населения, и престижная сфера деятельности.
В то же время В.Зорин определяет менеджмент более узко, как научно-практическую форму организации и управления предприятием в условиях рыночной экономики, ориентированная на наивысшую эффективность деятельности производства или сферы услуг.
Как показывает анализ теоретических источников, ни среди менеджеров-практиков, ни среди ученых до сих пор не существует единства взглядов относительно сущности менеджмента. Менеджеры считают, что менеджмент - это профессия, ориентированная на практическое использование. Главное в ней - реальный результат, который обеспечивается накопленным опытом менеджера, в то время, когда, по мнению ученых, менеджмент - это процесс достижения цели организации с помощью других людей, и поэтому главное для менеджера - это искусство общения с людьми и управления ими.
В последние годы наблюдается определенная конвергенция взглядов на то, что же такое менеджмент. В широком понимании менеджмент - это одновременно система научных знаний, искусства и опыта, воплощенных в деятельности профессиональных управленцев для достижения целей организации путем использования труда, интеллекта и мотивов поведения других людей.
Иными словами, основная задача менеджеров заключается в том, чтобы соединить и скоординировать использование ограниченных ресурсов для достижения целей организации. Как менеджеры достигают этого? Эта задача решается в процессе выполнения четырех основных функций менеджмента:
планирования;
организации;
управления;
контроля.
Следовательно, в узком понимании менеджмент - это процесс планирования, организации, управления и контроля организационных ресурсов для результативного и эффективного достижения целей организации.
Отмеченные функции менеджмента выполняются в определенной последовательности, которая и образует понятие "цикл менеджмента" (рис.1.1).