Разделение труда в организации и регулирование информационных потоков: взаимосвязь и взаимообусловленность
В данном контексте в первую очередь необходимо говорить о возможности динамики современной системы социальной стратификации. Реализация идеи информационного общества неизбежно влечет за собой не только новый виток общественного разделения труда, появление новых информационных профессий, приток трудовых ресурсов и инвестиций. В силу благополучного экономического положения, благоприятных условий труда и оплаты, особого отношения к информационным ресурсам и контроля над ними, социального статуса (высокой степени социального престижа) профессиональное сообщество в информационной сфере может стать основой ведущей социальной группы, лидером социального развития.
Рассмотрим эти особенности на уровне организаций.
Современные предприятия испытывают настоятельную потребность в предоставлении большего количества имеющихся у них информационных ресурсов пользователям, для которых эти ресурсы изначально не были предназначены. По мере того как бизнесы пытаются поддерживать новые инициативы и возможности, им требуется эффективно интегрировать и повторно использовать приложения и информационные ресурсы. Как правило, финансовые соображения диктуют предприятиям необходимость максимизировать использование существующих систем, вместо того чтобы делать обширные инвестиции в новые информационные ресурсы.
Итак, в чем же заключается проблема использования существующей информации для новых целей? Предприятия поддерживают информацию множества различных типов во многих различных системах. Часто такие системы растут скорее «органически», чем структурно, чтобы быстро реагировать на новые потребности бизнеса. Результат часто выглядит в виде набора информационных бункеров, изолированных друг от друга и внешне не имеющих друг к другу никакого отношения. Между тем, многие из этих данных связаны друг с другом, и предприятие, которое сможет объединить и использовать эти разрозненные источники данных, получит огромное преимущество.
Сервисно-ориентированная архитектура (SOA) все чаще используется для интеграции систем. SOA - это набор стратегий, практик, принципов и подходов, которые помогают представить данные и процессы как комплект программных услуг со стандартными интерфейсами и протоколами, к которым может получить доступ растущее сообщество потребителей информации. Применение стандартных протоколов XML, SOAP, языка описания веб-сервисов (WSDL), а также протокола универсального описания, поиска и взаимодействия (UDDI), позволяет публиковать, открывать и использовать сервисы технологически нейтральным стандартным образом. Этот подход имеет несколько ключевых технических преимуществ, включая следующие:
• Возможность повторного использования за счет применения сервисов, а не копирования кода
• Публикуемые интерфейсы: обеспечивается доступность сервиса, а также ясность и точность описания его интерфейса
• Формальные определения: поставщик и потребитель услуг понимают и принимают правила взаимодействия
• Обязательная абстракция: все аспекты реализации сервисов скрыты
• Значимость функций: имеющаяся функциональность представлена на таком уровне структурирования, который является подходящим и полезным для потребителя.
Если эти технические преимущества применить надлежащим образом, они могут быть переведены в реальные преимущества бизнеса, за счет придания компаниям повышенной гибкости для реагирования на изменяющиеся нужды и требования бизнеса, а также снижения сложности, риска и стоимости интеграции прикладных систем. Кроме того, они могут переходить в повышенную видимость текущих операций за счет идентификации и выделения ключевой функциональности бизнеса.
Может ли такая архитектура «навести мосты» между информационными бункерами предприятия? По понятным причинам, большинство начальных реализаций веб-сервисов сосредоточены на демонстрации многократно используемых прикладных транзакций и деловой логики - например, "Открыть счет" (“OpenAccount”) или ”Разместить заказ" (“PlaceOrder”). Но как быть с не менее важными сервисами, относящимися к перечисленным ниже задачам?
• Определение текущего статуса всех счетов клиента, включая текущие рыночные условия
• Оказание помощи в определении кода продукта по унифицированному каталогу кодов, несмотря на вероятность того, что коды продуктов управляются в нескольких системах.
Для решения этих проблем требуется сервис, который сфокусирован на данных, а не только на приложениях и бизнес-логике.
Информационный сервис обеспечивает нежесткую связь между источником данных и использующими эти данные потребителями. Он реализует все логические средства для предоставления доступа к источнику данных и осуществляет преобразование из форматов источника в форматы интерфейса, но не реализует логику приложения. Как и подобает всякой архитектуре, информационный сервис «отцепляет» данные от приложения, одновременно делая их обнаруживаемыми и доступными в SOA. Информационные сервисы создают подход к описанию, доступу и объединению разрозненных и традиционных источников данных в SOA. Часто информационный сервис реализуется как веб-сервис, использующий интерфейсы, совместимые со стандартами Всемирного веб-консорциума (W3C), хотя информационный сервис может также быть реализован и с применением других интерфейсов, например, SQL. Подход к созданию надежных информационных сервисов включает в себя: