Разделение труда в организации и регулирование информационных потоков: взаимосвязь и взаимообусловленность
Идея информационного общества, выражающаяся в стремлении к общедоступности всего разнообразия информационных феноменов (ресурсов, технологий и т.д.), которая еще вчера была не более, чем весьма умозрительным прогнозом, сегодня становится более востребованной в социальных сферах, связанных непосредственно с личностью, ее развитием, адаптацией и социализацией, а также с обществом, его строением, формами развития.
Информатизация предполагает развитие и проникновение во все сферы человеческой деятельности разнообразия феноменов информационной природы, что инициирует коренные изменения всех элементов социального пространства. Понимая масштабы и характер последствий подобных преобразований, современное общество берет ориентир на технологии социальной организации деятельности людей, позволяющие, во-первых, осуществлять сбалансированное, равномерное и устойчивое развитие всех сфер жизни общества; во-вторых, организовать социальное развитие в соответствии с гуманитарными, правовыми, социокультурными традициями и ценностными установками; в-третьих, быстро реагировать на социодинамику эпохи информатизации, прогнозировать ее, адаптировать к ней все разнообразие социальных феноменов.
Весомая доля наблюдаемых сегодня и прогнозируемых в ближайшем будущем социальных изменений обусловлена стимулируемыми информатизацией новыми тенденциями в общественном разделении труда, которые выступают своеобразным механизмом поддержания общественного гомеостаза в условиях интенсивной социальной динамики, усиления информационного компонента в общественном производстве, получения информацией статуса основы экономической системы. Одним из важнейших направлений информатизации становится совершенствование разнообразия информационного профессионального пространства: появление новых профессий, обеспечивающих устойчивое развитие информационной среды; трансформация устоявшихся профессиональных направлений в соответствии с господствующими в настоящий момент времени информационными и социально-информационными технологиями.
Зарождение информационных профессий можно отнести к моменту появления обмена информации на иные результаты человеческой деятельности как способа существования отдельных представителей древнего общества. В древних племенах выделялись люди, сосредоточившие в своей памяти большие запасы знания, нежели другие члены сообщества: старейшины, знахари. Можно предположить, что природа сформировала у некоторых людей определенные задатки к интеллектуальному труду, к информационной деятельности. Прежде всего, это особенности психофизиологических процессов: мышления, внимания, памяти: мнемоническая культура, склонность к концентрации сознания на некоторых объектах, прекрасное владение речевыми средствами. Из этого вытекали способности не только к хранению и трансляции знания, но к формированию нового знания, к сравнению и построению ассоциативных цепочек и аналогий, к аналитической деятельности, к прогностике.
Необходимо отметить, что данный этап профессионализации информационной сферы весьма специфичен в силу того, что продукт деятельности не рассматривался в подобных условиях как предмет купли-продажи, не выделялся (иногда не осознается и до сих пор) в качестве профессионально созданного продукта, требующего особых знаний и умений. В большинстве случаев род занятий выше названных исторических персонажей обуславливался социальным статусом, а не профессиональной принадлежностью, а “профессиограмма” формировалась не технологическим по природе специальным знанием, а жизненным опытом и качествами характера.
Формирование информационной инфраструктуры общества является моментом осознанного выделения в обществе информационного профессионального сообщества, содержание деятельности которого являлось отражением специфики господствующих в социуме информационных феноменов (суверенных информационных объектов, систем информационных коммуникаций, информационного аспекта отношений общества и личности, государственной информационной политики). Сохранение предыдущего разнообразия информационных феноменов приводило не к смене профессионального разнообразия в информационной сфере, а к его развитию, пополнению: существующие профессии не исчезали, новые же занимали свободные ниши. Специфика формирования информационного профессионального пространства, профессиональной дифференциации заключается в том, что новый виток информационного развития общества приводил до середины ХХ века не только к возникновению новых профессий, но и к формированию на их основе отдельных отраслей
Приоритетные позиции информационных феноменов в системе социальных ресурсов, глобальный характер информатизации намечает новые тенденции в процессе общественного разделения труда. Технологическое развитие требует расширения разнообразия информационных профессий, новые технологии порождают новые профессии. Новые тенденции социотехнологического развития порождают формирование новых профессиональных направлений; синтез уже имеющихся, который помещает их уже в иную содержательную плоскость (например, усиливающийся в профессиональном информационном пространстве крен в сторону интеллектуализации информационных профессий, требующий не только отточенного владения технологией, но приращения знания в процессе информационного труда). Возрастание доли информационного компонента в профессиональной деятельности представителей ведущих отраслей универсума вызывает виртуализацию отдельных профессиональных направлений: материальное воздействие на окружающий мир, непосредственные контакты со средой, с непосредственными отраслевыми ресурсами уступают место в ряде сфер манипуляциям над информационными моделями реальных вещей, созданию параллельной действительности и системы ее связей с реальностью.