Разделение труда в организации и регулирование информационных потоков: взаимосвязь и взаимообусловленность
Тенденции информатизации современного общества позволяют предположить дальнейшее развитие разнообразия феноменов информационного профессионального пространства. В этой ситуации, безусловно, необходима управляемость динамических процессов, происходящих в профессиональной среде информационной сферы, управления профессиональным разнообразием. Реализация идеи устойчивого развития в контексте информационного общества предполагает необходимость прогнозирования состояния информационного профессионального пространства. Это объясняется тем, что важнейшим показателем оптимальности профессиональной среды в информационной сфере являются актуальность, соответствие уровню развития всего разнообразия информационных феноменов (технологий, коммуникативных систем и т.д.). Набор информационных профессий должен заполнять все ниши, возникшие в ходе естественного развития информационной среды, а общество должно содействовать тому, чтобы эти профессиональные ниши были заполнены кадрами соответствующей миссии и задачам профессиональному мировоззрению и квалификации.
Все чаще появляются в печати статьи о проблемах несоответствия содержания профессионального информационного образования и новым реалиям информационного труда. Объяснений этому находится не мало: существует мнение, что у вузов просто не доходят руки до новых профессий (если учесть сегодняшнюю процедуру лицензирования новой специальности и специализации, то эту причину нельзя снимать со счетов); с другой стороны, нельзя не согласиться с теми, кто "винит" во всем нехватку квалифицированных преподавателей (отток преподавателей и проблему расслоения преподавательского состава). Однако, редко учитывается то, что процесс подготовки специалиста, формирования актуальной профессиограммы в процессе дополнительного образования занимает значительный временной период, который и представляет основной барьер в поддержании баланса между информационной средой и ее профессиональным (кадровым) обеспечением, а, следовательно, и устойчивого развития информационного общества. И в этом случае лишь прогнозирование новых информационных профессий позволяет осуществлять опережающую подготовку соответствующих специалистов, быть готовым, таким образом, к динамике и информационного пространства как развивающейся системы, и профессиональной среды как ее отдельного элемента.
Между тем, аналитический подход к прогнозам развития информационной сферы и собственный опыт прогнозирования отраслевой профессионализации дают все основания говорить о специфике технологий социальной прогностики данного направления. Прогнозы информационного развития общества, сделанные во второй половине ХХ века, оказались верными, ибо достаточно точно осветили основные направления информационного прогресса: появление информационных технологий, максимально отражающих естественные процессы мышления и памяти; персонализация компьютерных технологий; усиление интерактивного характера информационной деятельности. Однако непредсказуемыми оказались масштабы происходящих процессов, что и повлекло вследствие своей неожиданности сложные для регулирования негативные последствия.
Большинство широко используемых сегодня методов мало пригодны для исследования динамики данных объектов. Например, метод экстраполяции, к которому мы обращаемся в данной работе, должен быть использован весьма осмотрительно. Экстраполяция обычно основывается на убеждении, что тенденции, наблюдавшиеся в течение определенного времени, сохранятся неизменными в прогнозируемом будущем. Однако, для изучения развития ряда информационных феноменов, в том числе и информационных профессий более подходящим представляется подход, основанный на выявлении противоречий, названный Ю.А.Шрейдером “методом инвариантной цели”. Разработка специальных социально-прогностических технологий, адекватных особенностям динамики информационных феноменов, и профессионального информационного пространства, в частности, позволят прогнозировать не только технологическую базу возникновения новых информационных профессий, но и их социальные корни, их миссию.
Наблюдаемая в современном мире ориентация на гуманистические ценности социального развития делает актуальными исследования, направленные на позиционирование профессионального пространства в реально существующих и прогнозируемых социокультурных условиях. Влияние социокультурных, экономико-политических факторов на профессиональную реализацию специалиста конкретной сферы человеческой деятельности, с одной стороны, и профессионализации на социальную реализацию личности, с другой, требует обязательного учета при построении системы социальной организации, воплощающей идеи устойчивого развития общества.
Информатизация как глобальная тенденция социального развития, формируя новые позиции информационного профессионального пространства в общественном устройстве, позволяет выявить изменения социокультурного портрета информационного специалиста в ХХI веке и динамике целого ряда социальных структур, их определяющих.