Классификация инновационных технологий управления персоналом
Методы также можно классифицировать также по длительности применения:
Долгосрочные методы (методы, применение которых протяженное во времени),
Среднесрочные методы (методы, применение которых занимает некоторое время)
Краткосрочные методы (методы, применение которых занимает небольшое время)
Собрание с разъяснением обязанностей или персональное разъяснение, выплата зарплаты или премий, выписка опционов сотрудникам компании и все подобные разовые действия, которые трудно назвать процессом - это краткосрочные методы;
регулярная поддержка специалиста коучем (это процесс, имеющий цель), внедрение изменений и реструктуризации компании - это среднесрочные методы - это все, что можно назвать процессом, изменяющим нечто в компании раз и навсегда;
использование систем управления персоналом вроде системы «Мотив» - это долгосрочные методы, существующие так долго, как существует организация или пока не найдена лучшая альтернатива.
Методы можно классифицировать и по длительности эффекта воздействия:
действующие, пока существует вся организации или пока не найдена лучшая альтернатива,
действующие длительное время (годы, длительные проекты)
действующие относительно продолжительное время (месяцы, среднесрочные проекты)
недолго действующие (недели и дни, краткосрочные проекты).
Например, экономические методы могут быть разной длительности эффекта воздействия:
выплата сотруднику зарплаты стимулирует его пока он её не потратит - это недолго действующий метод (предполагается, что в течение одного месяца с момента её выдачи - если она выдается раз в месяц) или до даты, в которую ожидается следующая выплата;
выписка сотруднику опциона на акции или долю компании стимулирует его содействовать успеху компании с момента получения опциона вплоть до момента его продажи или обесценивания по причине провала компании, мотивирует его не допустить последнего и действует - пока существует компания. Несмотря на то, что стоимость опциона может быть сравнима с месячной зарплатой работника, эффект от его наличия на балансе сотрудника будет гораздо более продолжительный.
Фасилитаторство, как метод эвристической беседы можно отнести к методам, действующим, пока существует организация и дольше, т.к. решения, найденные в процессе таких бесед, могут изменить отношение работника к делу в лучшую сторону на всю его жизнь;
Коучинг - относится к методам дейсвующим длительное время так как, несмотря на то, что коучинговые проекты обычно занимают от двух месяцев - до полугода, эффект от каждой коучинговой сессии сохраняется два года и дольше. Тем не менее, на протяжении коучингового проекта встречи с клиента и коуча необходимо раз в неделю обязательно повторять - иначе шансов, что клиент достигнет поставленной цели гораздо меньше;
Методики управления организациями Канбан, Lean, TQM, TOC, Шесть Сигм - являются целыми философиями, действующими с момента внедрения, пока существует организация или не найдена лучшая альтернатива;
Психодиагностика может применяться как метод, расширяющий управление персоналом если узко понимать последнее как непосредственную раздачу директив - этот метод также действует пока существует организация или не найдена лучшая альтернатива;
Метод экстремального управления персоналом - является методом, действующим один день. Суть его состоит в том, что в начале дня сотрудники собираются вместе и на доске перед ними вывешивают список задач на день. Сотрудники добровольно и самостоятельно берут интересные для себя задачи и расходятся их выполнять. Невостребованные к концу собрания задачи - раздаются в принудительном порядке. Сильной стороной метода является тот факт, что добровольно разобранные задачи выполняются очень качественно, т.к. у сотрудников, проявивших добрую волю существует высокая степень внутренней мотивации к качественному выполнению своей работы. Метод решает часть проблем, связанных с мотивацией сотрудников к выполнению своей работы.
Методы можно классифицировать также по степени психологического воздействия:
мягкие методы
методы средней жесткости
жесткие методы
Например, лишний раз напоминать работнику, что он может потерять место, если не будет щепетильно выполнять все инструкции даже в мелочах - это жесткий метод, т.к. такое воздействие вызывает у работника стресс, и может даже мешать ему работать.
А вот эвристическая беседа, построенная в согласии с принципами «Канбан» - системой постоянных улучшений мягкий и эффективный метод, показывающий работнику, что если он находит какие-то правила глупыми (а так бывает), то его могут выслушать и его предложения могут быть приняты в качестве улучшений для всей организации - это мягкий и эффективный метод.