Классификация процессов системы менеджмента качества
Основные процессы имеют следующие характерные черты:
внешний потребитель стоит в начале и в конце процесса;
результаты этих процессов оказывают большое влияние на удовлетворенность потребителя и успех организации;
потребитель готов платить за результат процесса.
Требования к основным процессам в системе менеджмента качества, таким, как процессы, связанные с потребителями, проектирование и разработка продукции, закупки, производство продукции и др., приведены в разд. 7 ГОСТ Р ИСО 9001:2001.
Обеспечивающие процессы всегда имеют только внутренних потребителей. Это ремонт и обслуживание производственного оборудования, внутренние проверки, обучение персонала, управление документацией, управление записями (данными о качестве), управление устройствами для мониторинга и измерений (метрологическое обеспечение) и др. Результатом обеспечивающих процессов является создание условий для выполнения основных процессов. Требования к некоторым обеспечивающим процессам, важным для менеджмента качества, приведены в разд. 4, 7 и 8 ГОСТ Р ИСО 9001:2001.
Выбор ключевых процессов осуществляем в два этапа:
Для определения используемых процессов предприятие должно:
) определить процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации;
) определить последовательность и взаимодействие этих процессов;
) определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности, как при осуществлении этих процессов, так и при управлении этими процессами;
Таблица 1.3.2 Перечень ключевых процессов СМК
Процессы управления качеством |
1.Определение общих требований к СМК | |||
2.Определение требований к документации |
2.1 Установление требований к составу документации | |||
2.2 Установление состава руководства по качеству | ||||
2.3 Определение процедур управления документацией | ||||
2.4 Определение процедур управления записями | ||||
Процессы высшего руководства |
1. Принятие руководством обязательств по разработке, внедрению СМК и постоянному улучшению ее результативности | |||
2. Обеспечение определения и выполнения требований потребителей | ||||
3. Разработка и внедрение политики в области качества | ||||
4. Планирование |
4.1. Установление целей в области качества | |||
4.2. Планирование создания и развития СМК | ||||
5.0пределение ответственности, полномочий и обмен информацией |
5.1. Определение ответственности и полномочий | |||
5.2. Назначение представителя высшего руководства | ||||
5.3. Организация обмена информацией | ||||
6. Анализ СМК со стороны руководства | ||||
В таблице 1.3.2 представлен первый этап выбора ключевых процессов предприятия формирование деревьев процессов и деревьев процессов высшего руководства по ГОСТ ИСО 9001:2001.