Классификация процессов системы менеджмента качества
Описание процессов должно отражать не только отдельные процессы, но также взаимосвязи и взаимодействия между процессами. Процессы вместе с взаимосвязями и взаимодействиями представляют собой сеть процессов.
Описание сети процессов, составляющих деятельность организации - это сложная организационно-техническая задача, для решения которой требуются специальные средства описания и анализа. Графически процесс можно отобразить на рис.1.3.1.
Рис.1.3.1 - Графическое представление процесса СМК
Классификация процессов СМК осуществляется на основе структуры стандарта ISO 9001:2000. Данный подход является лобовым способом трактовки ISO 9001:2000 и отличается простотой и однозначностью. Однако при всей простоте он имеет весьма существенный недостаток, ограничивающий применение подхода «от стандарта», и заключающийся в том, что процессы СМК - пункты стандарта ISO 9001:2000 зачастую с трудом поддаются фактическому рассмотрению.[25].
В соответствии со структурой стандарта ISO 9001:2001 процессы СМК в данном случае подразделяются на:
процессы высшего руководства;
процессы менеджмента ресурсов;
процессы жизненного цикла продукции;
процессы мониторинга, измерения и улучшения СМК.
Каждый из этих разделов является, в определенной степени, моделью соответствующего макропроцесса, а все макропроцессы следует рассматривать во взаимосвязи. Внутри макропроцессов функционируют процессы более низких уровней, образуя так называемое дерево процессов. На рис 1.3.2 представлена модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе.
Рис 1.3.2 - Модель системы менеджмента качества
Взаимосвязи макропроцессов определяют, что:
- потребители играют существенную роль при определении входных данных;
обратная связь от потребителей, содержащая информацию о степени их удовлетворенности, является входами процесса анализа со стороны руководства и процесса улучшения;
входы и выходы процессов могут относиться как к внешним, так и внутренним потребителям.
Таблица 1.3.1 Основные и вспомогательные процессы
Вспомогательные процессы, добавляющие ценность | ||||||
Процессы менеджмента: - Менеджмент инноваций - Менеджмент персонала - Финансовый менеджмент - Менеджмент безопасности - Экологический менеджмент - Менеджмент качества |
Обеспечивающие процессы: - Изучение запросов и ожиданий потребителей - Оценка удовлетворенности потребителя - Метрологическое обеспечение - Информационное обеспечение - Правовое обеспечение | |||||
Основные процессы, добавляющие ценность (раздел 7 стандарта ИСО 9000:2000) | ||||||
Маркетинговая разработка продукции: - перевод запросов потребителей в требования к продукции; - проектирование продукции; - разработка технологии; - планирование |
Материально-техническое обеспечение: - оценка и выбор поставщика; - прием закупленной продукции; - входной контроль; - сортировка, дополнительная обработка; - складирование |
Изготовление продукции: - технологическая переработка; - обслуживание и ремонт оборудования; - контроль изготовителя; - сборка; - приемочный контроль; - складирование |
Реализация продукции: - распределение продукции; - поставка продукции; - рекламное продвижение продукции |
Техническое обслуживание продукции: - монтаж; - ремонт; - обучение; - производство запчастей;- | ||
С позиций добавленной стоимости можно выделить две группы процессов в организации, представленные в таблице 1.3.1:
основные (процессы жизненного цикла продукции);
обеспечивающие (вспомогательные).
В стандарте ГОСТ Р ИСО 9001:2001 подчеркивается необходимость рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности (стоимости) и затрат. Под добавленной стоимостью понимается часть стоимости, приращенная организацией и представляющая собой разность между выручкой от продаж продукции и затратами на ее разработку и изготовление. От процессов, не создающих добавленную ценность, и от затратных процессов следует избавляться.