Анализ выявленных логистических проблем
· минимизация сроков оборачиваемости оборотных средств на предприятии;
· обеспечение информацией о приобретении материальных ресурсов и управлении свободными логистическими мощностями для их переработки;
· более быстрое удовлетворение спроса.
Процесс поступления информации в отдел логистики показан на рисунке 20.
Обмен информацией с отделом маркетинга и сбыта, а через него с потребителями и транспортными компаниями, необходим для обмена данными, связанными с заказом на проектирование и изготовление продукции, оформлением договора (контракта) с заказчиком, мониторингом рынка, цен, международных и российских специализированных выставок, урегулированием вопросов с транспортировкой, которая не может быть осуществлена собственными транспортными средствами и т.д.
Оперативная информация о финансовых потоках, поступивших в оплату и оплаченных счетах на материалы, комплектующие, услуги и т.п., а также других первичных документах, поступает из бухгалтерии, которая ведет свою деятельность в бухгалтерской программе 1С. В ЗАО «Научные приборы» применяется метод позаказного списания затрат, поэтому точная и оперативная информация об открытых заказах и об объемах списанных затрат также можно получить из бухгалтерии.
Рисунок 20. Информационные потоки, поступающие в отдел логистики ЗАО «Научные приборы»
Отдел материально-технического снабжения и склады материалов и готовой продукции обязаны информировать о сделанных заявках от подразделений предприятия и поступивших материальных ведомостях от производственных подразделений на материалы и комплектующие и графике их обеспечения, наличии материалов и готовой продукции, о графике и возможности использования собственного автотранспорта и т.д. Также в отделе материально-технического снабжения должна быть сформирована база поставщиков продукции, которая должна обновляться по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц. А информационная база о наличии материалов на складе должна быть доступна всем подразделениям, а не только бухгалтерии, как это существует в настоящее время.
Научно-исследовательский отдел, конструкторско-технологический отдел и производство обязаны предоставлять информацию об объемах и сроках выполнения календарных планов по НИОКР и производству продукции, о затребованных материалах и комплектующих, о требованиях службы качества, о поэтапной или общей приемке работ и услуг представителями заказчика, а также о необходимости привлечения сторонних исполнителей.
Методы, применяемые для составления производственного расписания, зависят от типа производства (массовое, серийное, единичное), а также характеристик спроса и параметров заказа. Классическим методом объемно-календарного планирования и составления производственного расписания является ленточная диаграмма, в которой соотносятся время и виды выполняемых работ при производстве готовой продукции. Более сложные методы, например метод сетевого планирования, применяются обычно на этапах опытно-конструкторских работ. Эти методы предполагают последовательное или последовательно-параллельное выполнение определенных работ и их этапов, которое обеспечивает сокращение длительности общего производственного цикла. Достоинством указанных методов является простота, наглядность в определении потребности в материальных ресурсах или исполнителях. Заказы на требующиеся материальные ресурсы могут быть размещены заранее, что обеспечивает более высокую надежность поставок. Потребности в определенных материальных ресурсах при этом определяются из комплектовочных ведомостей. К недостаткам методов относится чрезвычайно высокая трудоемкость при многономенклатурных (многоассортиментных) материальных потоках.