Использование процессного подхода в управлении предприятием
Актуальность темы определена тем, что обеспечение конкурентоспособности любого предприятия в условиях рыночной экономики невозможно без постоянного совершенствования его деятельности, направленной на повышение качества выпускаемой продукции. Обеспечение качества является комплексной проблемой, которая должна решаться в масштабе всего предприятия.
Российским предприятиям, работающим на международных рынках, необходимо соответствовать требованиям Системы менеджмента качества (СМК), отличительной чертой данной системы, построенной в соответствии с требованиями ИСО серии 9000:2000, является управление предприятием на основе процессного подхода.
Основная идея процессного подхода заключается в том, что успешное управление деятельностью предприятия может реализовываться через описание и выделение процессов структурно-функциональных подразделений промышленных предприятий. Предприятия с помощью процессного подхода способны создавать и поддерживать условия, влияющие на обеспечение качества процессов производства, гарантирующих удовлетворения потребителей. Именно процессный подход позволяет руководителям выявлять и формировать управление ключевыми процессами в развитии всех направлений деятельности предприятия, интегрируя часто разрозненные действия структурно-функциональных департаментов и направлять их усилия на единый результат.
Проблемам, связанным с внедрением процессного подхода и совершенствованием управления предприятием на его основе, посвящены многие научные публикации как отечественных, так и зарубежных специалистов.
Цель работы заключается в совершенствовании процессной модели управления деятельностью предприятия ОАО «ИНТЭКО».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- изучить теоретические аспекты процессного подхода в управлении предприятием;
- проанализировать процесс производства и хранения продукции ОАО «ИНТЭКО»;
- провести оценку результативности процессного подхода в деятельности ОАО «ИНТЭКО»;
- изучить зарубежный и российский опыт применения процессного подхода;
- рассмотреть возможность внедрения информационной системы как способ совершенствования бизнес-процессов предприятия.
Объектом исследования является деятельность ОАО «ИНТЭКО». Предметом исследования являются основные бизнес-процессы ОАО «ИНТЭКО».
Теоретические основы внедрения процессного подхода на промышленном предприятии, оценки критериев процессов, а также анализ ведущих зарубежных систем качества, концепций модернизации процессов были заложены зарубежными специалистами в области качества, среди которых Б. Андерсен, Э. Деминг, Дж. Джуран и д.р.
В данной работе использованы труды отечественных специалистов в области качества, таких как Ю.П. Адлер, В.И. Галлеев, Э.Н. Гончаров, В.Г. Елиферов, С.Д. Ильенкова, которые занимаются исследованиями проблем совершенствования управления промышленных предприятий на основе процессного подхода, изучением отечественных разработок систем качества, а также разработками методов описания и построения процессов российских компаний.
При реализации поставленных задач применяются следующие методы и приёмы исследования: аналитический, структурно-функциональный, сравнительный, анализ и синтез изученных материалов.
Информационная база формировалась на основе данных, публикуемых в периодической печати, материалов монографических исследований отечественных и зарубежных учёных, материалов специализированных исследовательских компаний, ежегодных отчётов компании ОАО «ИНТЭКО», а также Интернет - ресурсов и авторских исследований.
Практическая значимость работы заключается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию процессного подхода на ОАО «ИНТЭКО».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты изучения процессного подхода в управлении качеством продукции, так же изучены роль и значение процессного подхода при создании системы менеджмента качества. Кроме того, рассмотрены задачи и функции процессов, а так же классификация, виды и схемы процессов системы менеджмента качества предприятия.
Во второй главе проведен анализ разработки процессной модели деятельности предприятия на примере ОАО «ИНТЭКО». Приведены организационно-экономические характеристики предприятия, кроме того рассмотрен процесс производства и хранения продукции. В данной главе предложена методика оценки результативности процессного подхода для предприятия.
В третьей главе на основе изучения российского и зарубежного опыта по применению процессного подхода на предприятиях разработаны рекомендации по совершенствованию бизнес-процессов ОАО «ИНТЭКО» с учетом внедрения информационной системы.
Использование процессного подхода в управлении предприятием: теоретические аспекты
- Роль и значение процессного подхода при создании системы менеджмента качества
- Виды и схемы процессов организации и методы управления ими
- Классификация процессов системы менеджмента качества
- Анализ процесса производства и хранения продукции ОАО «ИНТЭКО»
- Оценка результативности процессного подхода в деятельности ОАО «ИНТЭКО»
- Зарубежный и российский опыт применения процессного подхода
- Внедрение информационной системы как способ совершенствования бизнес-процессов ОАО «ИНТЭКО»