Виды и схемы процессов организации и методы управления ими
На основе правильного концептуального определения процесса можно построить фундамент системы процессного управления предприятием. Руководствуясь определением, приведенным в стандарте ИСО 9000:2000, будем понимать процесс как устойчивую, целенаправленную совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя.
Понятие сети или системы процессов сформулировать довольно трудно. Дело в том, что любая деятельность может рассматриваться с разным уровнем детализации. Например, деятельность предприятия в целом можно рассматривать как процесс, и это не будет противоречить приведенному выше определению. В то же время, оформление накладной также может считаться процессом. Чтобы не вводить искусственную градацию (макропроцесс, бизнес-процесс, субпроцесс и т. п.), мы определяем сеть процессов предприятия следующим образом: сеть процессов - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов предприятия, включающих в себя все виды деятельности, осуществляемые на предприятии. Таким образом, при использовании данного определения сети (системы) процессов неважно, сколько процессов выделено на предприятии. Важно, что вся деятельность, без исключения, рассматривается в виде процессов [17].
На практике в большинстве случаев вопрос об изменении системы управления не ставится, но владельцы процессов назначаются. Руководство требует с них результат - повышение эффективности процессов. Но владельцы процессов, не имеющие в своем распоряжении реальных ресурсов и административных полномочий, не могут обеспечить улучшения процессов, возникают конфликты с руководителями функциональных подразделений и т.п.
Необходимо найти реальность всех взаимосвязанных процессов происходящих в управлении организации для того чтобы обеспечить улучшение процессов для предприятия успешно функционирующего, на рынке.
Реальность процессов достигается путем привязки сети (системы) процессов к функциональным подразделениям предприятия представлена на рис.1.2.1.
Функциональное подразделение предприятия |
Предприятие в целом |
Процессы в рамках функциональных подразделений | ||
Входы |
Выходы | |||
Границы функциональных подразделений | ||||
Рис.1.2.1 - Привязка процессов к функциональным подразделениям
Противопоставление так называемых функциональной и процессной организаций, на наш взгляд, является некорректным. Неправильно было бы утверждать, что в иерархически построенной организации нет процессов. Они есть в любой организации. Кроме того, если предприятие успешно функционирует, присутствует на рынке, значит его процессы в достаточной степени результативны и эффективны. Вопрос лишь в том, обеспечит ли существующая система управления устойчивое, в заданной владельцами степени рентабельное функционирование предприятия в определенной перспективе. Если нет, то нужно что-то менять, причем в первую очередь в системе управления. Процессный подход в данном случае является базовым средством в наборе важнейших инструментов, которые может использовать руководитель, планируя реорганизацию системы управления [12].
Второе понимание процессного управления базируется на методике выделения в организации так называемых «сквозных» процессов и представлено на рис.1.2.2.
Работы в рамках функционального подразделения |
Функциональные подразделения | |
-работы - включаемые в «сквозной» процесс |
Рис. 1.2.2 - Организация сквозных процессов в системе управления предприятием