Оценка результативности процессного подхода в деятельности ОАО «ИНТЭКО»
Оценка результативности предполагает две составляющие: оценка результативности системы менеджмента качества и оценка результативности процессов этой системы. Это обусловлено необходимостью предоставления всем заинтересованным сторонам гарантий, что действующая на предприятии система учитывает требования потребителей, международных стандартов и нацеливает предприятие на совершенствование действующей системы управления. Особое значение для оценки результативности процессов приобретает наличия критериев, ранжированных по степени важности для процесса. Важность критериев определяет потребитель результатов процесса.
Для оценки результативности процессов СМК используется методика «Анализ критериев оценки процессов системы менеджмента качества» []. Главной целью разработки данной методики является описание процедуры оценки критериев процесса, основанной на их ранжировании по степени важности, для анализа результативности процесса. В соответствии с методикой ответственность за сбор данных, проведение анализа достижения критериями процесса плановых данных, выявление причины отклонения состояния критерия от его планового диапазона, назначение корректирующих действий несет владелец процесса.
В рамках дипломной работы рассматривается методика разработки результативности процесса «Производство и хранение продукции» []. В разработанной методике предусмотрена градация критериев с учётом важности каждого критерия для конкретного процесса:
. Необходим.
. Маловажен.
. Средняя важность.
. Очень важен.
. Максимально важен.
Назначение критериев и определение их значимости по степени важности, а также формирование шкалы оценок - прерогатива владельца процесса. При определении шкалы оценок определяется диапазон, в который должен попасть конкретный критерий, наилучшему значению критерия присваивается максимальное количество баллов. Шкалы оценок формируются для каждого процесса индивидуально и могут иметь различное количество оценок и диапазонов. Во избежание случаев неправильной оценки результативности процесса по существующим критериям предложен «обобщённый показатель», т.е. при наличии по процессу двух и более критериев одного типа (результативность, эффективность и др.) необходимо применять обобщенный показатель для принятия решений при анализе процесса. Предложенный термин обобщает результаты, полученные по каждому из критериев с учётом степени их значимости для конкретного процесса. Синонимом обобщённого показателя может считаться комплексный (интегрированный) показатель. Суть обобщённого показателя в том, что он является суммарным показателем, рассчитываемым путём сложения баллов по каждому критерию и учитывающим их значения для процесса. Для подсчёта обобщённого показателя необходимо рассчитать все критерии процесса за определённый период.
Критерий результативности (КрР) - отношение фактически полученных результатов деятельности к запланированным результатам.
, (2.3.1)
где: Ф - Фактические результаты деятельности.
П - Запланированные результаты деятельности.
Расчёт обобщенного показателя осуществляется поэтапно:
1. Определение шкалы оценки для каждого критерия.
2. Расчёт максимально возможного количества баллов для каждого критерия с учётом значимости критерия.
. Суммирование максимально возможного количества баллов по каждому критерию. Полученное число характеризует наиболее оптимальный результат деятельности процесса и является идеальным случаем, возможным при результативности каждого критерия в полном объёме.
. Расчёт фактической суммы баллов, аналогично возможного количества.