Факторы групповой сплоченности
Перечислим недостатки образования команд.
Когда в компании создаются самоуправляемые рабочие команды, основными проигравшими являются менеджеры низшего и среднего звена. Им трудно приспособиться к новой ситуации: они не хотят делиться своими полномочиями, боятся потерять свой статус или даже работу. Некоторые из них не в силах освоить новые навыки, необходимые им для выживания.
Проблема безбилетника. Этот термин относится к члену команды, который пользуется всеми преимуществами членства в команде, но не вносит пропорционального вклада в работу команды, прячется за спины других людей. Иногда это явление называют социальным иждивенчеством. В больших группах некоторые люди работают с меньшей отдачей, нежели при индивидуальной работе или в малой группе.
Затраты на координацию - это время и усилия, необходимые для координации действий время и на подготовку к совместной работе, чтобы решить, кто будет выполнять определенные членов группы, чтобы обеспечить выполнение ее задач.
Усложнение внутренней и внешней среды, в которой осуществляются проекты, приводит к тому, что управленческие задачи руководства, координации и контроля за работой команды тоже становятся более трудными.
С развитием концепций самоуправляемых групп потребовались дополнительные управленческие инструменты и навыки для регулирования движущих сил и инфраструктуры групп. Эффективная командная работа стала важнейшей определяющей успеха. Чтобы справляться с управлением проектной командой, ее руководитель должен не только видеть возможные стимулы и препятствия, но и знать, когда их возникновение наиболее вероятно.
Успешно действующий руководитель будет использовать превентивные меры на ранних этапах проекта и постоянно создавать благоприятную рабочую обстановку. Новые реалии бизнеса вынуждают руководителей наряду с традиционными системами управления и контроля уделять внимание взаимоотношениям, вопросам распределения полномочий и воспитанию у сотрудников приверженности целям проекта.
Опытный руководитель группы является архитектором социальных отношений. Он понимает взаимосвязь организационных и поведенческих переменных и способен создать атмосферу активного участия и уменьшить конфликты. Все это требует прочных навыков управления и технической компетенции. Кроме того, необходимо привлечь на свою сторону менеджеров высшего звена, обеспечить усилиям организации известность, добиться предоставления ресурсов и общей поддержки новому проекту на всем его протяжении. Чтобы сформировать эффективную проектную группу, необходимо выполнение четырех условий: 1) профессиональное стимулирование рабочей обстановки; 2) хорошее руководство проектом; 3) квалифицированный персонал; 4) стабильная рабочая среда.