Факторы групповой сплоченности
Многие теоретики и практики менеджмента считают умение сформировать команду одним из важнейших лидерских качеств, определяющих эффективность и конечный успех многопрофильных усилий, а также способность организации извлекать уроки из прошлого опыта и обеспечивать себе будущее развитие. Результаты таких проектов во многом зависят от тщательной оркестровки групповых действий, что требует слаженной совместной работы многих специалистов, в условиях быстро меняющейся среды со сложными взаимосвязями. Поэтому неудивительно, что современные руководители делают отчетливый акцент на командной работе и на формировании команд, причем в будущем эта тенденция, по-видимому, не только продолжится, но и усилится.
Формирование команды необходимо в тех случаях, когда хотя бы несколько из перечисленных утверждений присутствуют на предприятии:
. Руководитель хочет найти дополнительные нематериальные ресурсы для повышения эффективности сотрудников.
. Руководитель хочет повысить творческую активность сотрудников.
. Появилась необходимость изменения корпоративной культуры, норм, правил поведения.
. Личные цели сотрудников начинают преобладать над общими целями предприятия: сотрудники работают больше на себя, чем на предприятие.
. Непонимание и несогласованность целей предприятия на разных уровнях иерархии.
. Плохое распределение функций - у одних возникает ощущение, что они делают больше, чем другие.
. Руководство уделяет мало внимания оценке деятельности подчиненных: система мотивации построена односторонне (только материальное стимулирование или наказание).
. Непонимание сотрудниками того, что на данный момент происходит на предприятии.
. Недостатки в системе делегирования: сотрудники плохо подчиняются, руководители неудовлетворительно руководят.
. Несогласованность работы между подразделениями, отделами.
. Неверие в возможность достижения общих целей.
. Отказ сотрудников от обучения, повышения квалификации.
. Отсутствие в компании традиции обучения и развития персонала.
. Сотрудники не применяют на рабочих местах полученные знания во время обучения.
. При конфликтах или ошибках преобладает тенденция искать виновных, уходить от ответственности.
Если хотя бы несколько из перечисленных утверждений присутствуют - руководителю следует подумать о проведении программы командообразования, начиная с верхнего уровня руководства, т.е. с создания управленческой команды.
Решая вопрос о возможности использования группы для выполнения определенных задач, менеджер должен взвесить их преимущества и недостатки.
Преимущества команд заключаются в следующем.
Возрастание индивидуальных трудовых усилий связано с объективным возникновением состязательности, желанием отличиться или по крайней мере не отстать от других людей. Присутствие других людей вызывает дополнительную энергию, энтузиазм, что приводит к росту мотивации, производительности и качества труда, раскрытию творческого потенциала работников.
Именно работа в группе позволяет удовлетворить потребности в причастности, принадлежности, социальном взаимодействии. Сплоченные группы уменьшают одиночество, способствуют развитию чувства собственного достоинства, значимости, так как люди включены в групповую работу с особыми целями. У такой работы больше шансов приносить наслаждение.
Люди, обладающие большим опытом, навыками и секретами мастерства, передают их всем участникам группы, обучают необходимым операциям, работам по выполнению задач группы. Кроме того, командам делегируются полномочия по решению производственных проблем. Это обогащает работу и увеличивает мотивацию работников.
Традиционные организации имеют жесткую структуру, когда каждый работник выполняет только одну специфическую работу, функцию. В командах ее члены могут выполнять обязанности друг друга. В случае необходимости задание команды может быть изменено, а сотрудники перераспределены, что позволяет повысить гибкость производства и быстро реагировать на изменение потребностей покупателей.