Принципы и подходы позволяющие оптимизировать модель структуры управления Красненской Центральной районной библиотеки
Современная библиотека представляет собой сложный комплекс, успешная работа которого во многом зависит от структуры управления. Организационная структура создает своеобразный каркас управления, который образуется совокупностью подразделений и сотрудников, находящихся между собой в устойчивых отношениях. В последнее десятилетие понятие «руководитель библиотеки» стало гораздо чаще и уважительнее использоваться в профессиональной терминологии. Все большее число библиотек пополняется специалистами, получившими в профессиональных высших учебных заведениях престижную менеджерскую квалификацию.
Современный руководитель в системе управления библиотекой выполняет следующие функции: управленческие, неуправленческие, налаживание межличностных отношений, информационные, принятие решений и многие другие.
Для выполнения этих функций к современному руководителю предъявляются в первую очередь требования высокого профессионализма и компетентности именно в области управления. В настоящее время менеджеры обладают следующими профессиональными качествами: высокая способность к саморазвитию, решение проблем, творческие способности, умение влиять на окружающих, создание дружного, сплоченного коллектива.
Современный руководитель - это профессионал, который с оптимизмом оценивает будущее библиотеки, умеет находить рациональные пути выхода из самых трудных ситуаций.
Значительную часть лидерства составляют обучение и помощь другим в самосовершенствовании, раскрытии потенциала. Сегодня как никогда надо уважать уникальность каждой личности, строить и поддерживать партнерские отношения и сотрудничество, создавать Возможности, быть лидером перемен (строить будущее).
Необходимо начать руководить человеческими ресурсами, а именно - направлять, развивать людей. И продолжать развиваться сами.
Большинство библиотек используют сегодня бюрократические управленческие структуры (линейно-функциональные, линейно-штабные, дивизиональные). В современных условиях отчетливо проявляется ограниченность иерархических структур: жесткая заданность поведения в рамках инструкций и циркуляров; затрудненность взаимодействия внутри библиотеки; неспособность к быстрым нововведениям.
Некоторые проблемы бюрократических структур решаются при введении адаптивных (органических) структур, основными видами которых являются проектные и матричные организации. Многие крупные библиотеки используют сложную составную структуру, соединяющую иерархическую и адаптивную организацию.
Преимущества централизованной структуры состоят в экономичности использования библиотечных ресурсов и персонала, высокой степеней контроля за функционированием библиотеки и обеспеченности текущей деятельности. Однако они не были реализованы в процессе организации централизованных библиотечных систем, что создало существенные проблемы в их сегодняшнем функционировании.
В рамках любой структуры целесообразно развивать процессы децентрализации с тем, чтобы улучшать взаимодействие и обмен информацией между руководителями, усиливать мотивацию руководителей низших уровней, повышать эффективность принятия управленческих решений.
Дипломная работа построена на примере Красненской районной библиотеки, в ходе всего исследования мы предложили новую модель оптимизации организационной системы данной библиотеки. Ведь можно понимать адаптацию как учёт особенностей сферы культуры в экономике, живущей по законам рынка, а можно ставить задачу по адаптации сферы культуры к рыночным механизмам, то есть о внедрении принципов рынка в культуру.
В ходе изучения и анализа литературы по проблеме нашего исследования и по результатам практической работы были сделаны следующие выводы.