Принципы и подходы позволяющие оптимизировать модель структуры управления Красненской Центральной районной библиотеки
Третий этап включает выработку стратегии:
Выработка стратегии - дело творческое. Поэтому жесткие алгоритмы здесь вряд ли возможны. При выборе стратегии нужно помнить, что для их реализации необходимо учитывать:
возможности библиотеки,
степень риска,
достаточность необходимых ресурсов,
внешние опасности и возможности,
способы применения ресурсов.
Социологический подход определяет место социологии в системе управления библиотекой. Социология управления опирается на законы и закономерности других наук, связанных с управлением. Социология во многих странах давно и успешно включена в механизм управления, в том числе и библиотеками, так как она вооружает научным знанием об обществе [38, с.26].
При разработке новой модели управления мы выяснили что в Красненской районной библиотеке не в полной мере используют возможности социологии, прибегают к ее методам лишь эпизодически. Зачастую библиотечная деятельность в данной библиотеке деформирована. Изменить ситуацию можно только одним способом, а именно: сделать библиотеку социально отзывчивой, создать альтернативные структуры управления. В условиях конкуренции библиотеки вынуждены бороться за пользователя, изучать рынок общественных интересов, в том числе и методами социологии.
Знание социологии в Красненской центральной районной библиотеке специалистом-управленцем поможет ему грамотно анализировать общественную жизнь, вырабатывать соответствующие стратегии и технологии, т.е. стать социологически грамотным менеджером, тонко чувствующим социальную среду, учитывающим ее реакцию на управленческие решения.
В управлении библиотечными процессами проблема цели является центральной. Функционирование любой системы, включая и человеческую деятельность, будет эффективным, если в причинно-следственную связь между элементами ее структуры будет включена в качестве важнейшего звена обоснованная, соответствующая условиям и возможностям, четко сформулированная цель.
Совершенствование управленческих принципов в трудовых коллективах ставит основной целью повышение качества труда при уменьшении противоречий между руководителями и исполнителями.
Централизация управления имеет несомненные преимущества при решении глобальных стратегических задач. Она позволяет масштабно распределять все виды резервов и ресурсов, но при этом неизбежно подавляется творческая инициатива, не всегда оптимально решаются тактические задачи. Децентрализация управления освобождает членов коллектива от постоянной опеки, эффективно стимулирует инициативу, полнее раскрывает потенциальные возможности личностей.
Децентрализация эффективна, если на низших уровнях управленческой иерархии принимают обоснованные и важные решения, не требующие согласований и утверждения руководством. Руководитель должен взять организационно-распорядительную власть в свои руки и делегировать значительную часть полномочий опытным заместителям, специалистам своего дела. И при этом не мешать их работе постоянным контролем, если они успешно выполняют свои служебные обязанности.
В последние годы стал очевидным тот факт, что для улучшения деятельности в Красненской районной библиотеке ее структура управления нуждается в разработке специальных технологий эффективного управления качеством работы. Библиотека как посредник между информацией и потребителем информации должна уметь доказывать, что она предлагает услуги высокого качества. Понятие качества развивалось постепенно - от контроля и экспертизы продукции до более широкого взгляда, ориентированного на анализ организационной структуры и предоставляемых услуг. В этом смысле качество означает соответствие поставленной цели назначению услуги или продукции. В условиях, характеризующихся все возрастающей конкуренцией, организации ищут новые пути уменьшения затрат без сокращения сферы услуг [38, с.28].