Мотивация как функция менеджмента (на примере ОАО ГПК)
Осуществляемые в стране политическая и экономическая реформы не могут быть эффективно реализованы без создания действенных стимулов к труду и предприимчивости в сочетании с высокой организованностью и дисциплиной. Вместе с тем в последнее время наблюдается тенденция снижения интереса и внимания к проблемам труда, анализу состояния и перспектив развития трудовой активности, хотя оценка состояния дел в сфере труда - необходимое условие правильного выбора направления и методов реализации мероприятий по оздоровлению экономики.
В основе одной из причин, обусловивших необходимость перестройки российской экономики, лежит кризис трудовой активности. Его суть - отчуждение труда, потеря абсолютным большинством работников его смыслообразующей функции. Радикальное изменение ситуации в стране невозможно без изменения отношения к труду. Для того чтобы распределить, надо, прежде всего, произвести. Именно поэтому реальная эффективность любых экономических мероприятий определяется их воздействием на отношение людей к труду. Изменить отношение к труду нельзя декретами и постановлениями, так как это длительный эволюционный процесс, который можно ускорить, трезво оценивая и сложность ситуации, и причины, ее породившие.
Кризис труда привел к тому, что деформированными стали конкретные варианты поведения людей в сфере производства. Позитивное поведение - повышение своего благосостояния и социального статуса посредством повышения уровня знаний и профессионализма в работе, добросовестного отношения к труду - оказывалось часто неэффективным, не приводило к желаемым результатам. Положение осложняется еще и тем, что большинство управленческих решений последних лет страдают тем, что носят сугубо экономический, а порой и чисто технократический подход к решению проблемы. В расчет редко принимаются социальные последствия принимаемых решений.
Между тем мотивация персонала в любом обществе и экономической системе носит сущностный характер и в значительной степени предопределяет экономику в обществе и уровень его благосостояния. Эти и другие факторы предопределяют актуальность и важность проблем мотивации персонала и использования человеческого фактора в целом.
Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. В структуру мотива труда входят: потребность, которую хочет удовлетворить работник; благо, способное удовлетворить эту потребность; трудовое действие, необходимое для получения блага; цена - издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия.
Мотивы труда формируются, если:
· в распоряжении общества (или субъекта управления) имеется необходимый набор благ, соответствующий социально обусловленным потребностям человека;
· для получения этих благ необходимы личные трудовые усилия работника;
· трудовая деятельность позволяет работнику получить эти блага с меньшими материальными и моральными издержками, чем любые другие виды деятельности.
Особенностью мотивов труда является их направленность на себя и на других, обусловленная товарным производством. Продукт труда, став товаром, в качестве потребительной стоимости удовлетворяет потребности не самого работника, а других людей.
Рыночная экономика через механизм конкуренции гармонизирует мотивы «для себя» и «для других». Плановая экономика в условиях командно-административной системы приводит к рассогласованию этих мотивов, так как в ней работник отдает обществу существенно больше, чем получает за свой труд. Реакцией на это является снижение качества труда, ухудшение потребительских свойств продукции.
Мотивация труда предполагает создание условий (хозяйственного механизма), при которых активная трудовая деятельность, дающая определенные, заранее зафиксированные результаты, становится необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых и социально обусловленных потребностей работника, формирования у него мотивов труда.
Мотивация труда - важнейший фактор результативности работы, и в этом качестве она составляет основу трудового потенциала работника, т.е. всей совокупности свойств, влияющих на производственную деятельность. Трудовой потенциал состоит из психофизиологического потенциала (способностей и склонностей человека, его здоровья, работоспособности, выносливости, типа нервной системы) и личностного (мотивационного) потенциала. Мотивационный потенциал играет роль «пускового механизма», определяющего, какие способности и в какой степени работник будет развивать и использовать в процессе трудовой деятельности.
Очевидно, что связь мотивации и результатов труда опосредована природными способностями и приобретенными навыками труда, но именно мотивация - источник трудовой деятельности личности.
Учитывая актуальность и важность для современного руководителя знания и понимания теоретических вопросов, связанных с мотивацией персонала, и умения практического применения теоретических знаний в реальной деятельности, тема предлагаемой к рассмотрению курсовой работы: «Мотивация как функция менеджмента».
Объектом исследования данной работы является одна из структурных составляющих теории управления организацией - мотивация персонала организации.
Предмет изучения - принципы, формы и методы мотивации.
Цель выполнения работы - исследование и анализ современных научных направлений, существующих в сфере теорий мотиваций.
Для достижения поставленной цели, при выполнении работы необходимо решить следующие задачи:
1. Ознакомиться с общетеоретическими аспектами, раскрывающими основные вопросы мотивации персонала социально-экономических организаций.
2. Провести анализ современных школ и направлений, сформировавшихся в научно-практической области теорий мотиваций.
. Провести анализ систем мотивации труда, применяемых на реально действующем предприятия - ОАО «ГПК».
Указанные цель и задачи определили структурную логику построения работы. Представленная к рассмотрению работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных учебно-методических пособий.
Основная часть работы состоит из трех глав:
1. «Базовые положения теории мотиваций».
2. «Основные научные направления теории мотиваций».
. «Формы и методы мотивации персонала ОАО «ГПК»
В первой главе рассмотрены понятие, сущность, методы и основные принципы теории мотиваций, как научного направления исследований в теории и практике управления персоналом организаций.
Во второй главе проведен анализ основных направлений и школ, существующих в теории мотиваций в настоящее время, а также тенденций их развития.
В третьей главе изучены формы и методы мотивации персонала, используемые на ОАО «ГПК»
При выполнении работы были изучены и проанализированы работы российских и зарубежных авторов, раскрывающие теоретические и практические вопросы, связанные с исследованиями в области теории мотиваций, содержащиеся в научных и учебно-методических источниках, а также в изданиях специализированной периодической печати, - в количестве 15 источников.
Базовые основы теории мотиваций
- Понятие и сущность процесса мотивации
- Методы и механизм мотиваций
- Принципы, виды и типы мотиваций
- Стимулирование как основа мотивации
- Основные научные направления теории мотиваций
- Теории трудовой мотивации
- Теория человеческих отношений
- Теория «Z» В.Оучи
- Теория иерархии потребностей А. Маслоу
- Теория потребностей К. Альдерфера
- Теория мотивационных потребностей Д. МакКлелланда
- Теория двух факторов Ф. Херцберга
- Теория трудовой мотивации Д. Аткинсона
- Теория справедливости С. Адамса
- Теория усиления мотивации Б. Скиннера
- Теория мотивации В. Врума
- Модель мотивации Лоурера-Портера
- Формы и методы мотивация персонала ОАО «ГПК»
- Формы и методы мотивации персонала ОАО «ГПК»