Модель мотивации Лоурера-Портера
Важный вклад в обобщение и интеграцию различных теорий мотивации внесла модель мотивации, разработанная Э. Лоулером и Л. Портером. Эта модель органично соединила в себе основополагающие идеи рассмотренных вкратце теорий Маслоу, Херцберга, МакКлелланда и Скиннера и идеи теории мотивации Врума. Модель Лоулера-Портера можно представить схематически (рис. 2.7).
Рисунок 2.7 - Модель мотивации (Э. Лоулер, Л. Портер)
Логика данной модели такова:
Человек определяет для себя привлекательность, ценность вознаграждения, ожидаемого за достижение трудовой цели.
(2) Оценивает вероятность реализации цели и получения вознаграждения.
(3) Это определяет его трудовое усилие, стремление выполнить работу.
(4) На достижение цели влияют индивидуальные способности работника, а также:
(5) ролевые требования, т.е. восприятие им своих должностных обязанностей.
(6) Достижение цели, т.е. полученный результат, влечет за собой:
(7а) внутреннее вознаграждение, т.е. субъективное позитивное переживание успеха: гордость, самоуважение и т.п.
(7б) внешнее вознаграждение
(8) Вознаграждение оценивается как справедливое или несправедливое.
(9) Внутреннее и внешнее вознаграждения, а также оценка их справедливости определяют удовлетворенность работой, которая, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на оценку ценности нового вознаграждения (указано пунктирной линией).
Кроме того, достигнутые результаты (6) влияют на последующую оценку вероятности будущих вознаграждений (2).
Современные теории мотивации далеко не исчерпываются рассмотренными выше. Мотивация - очень сложный и многоаспектный процесс. Общие представления о ее важнейших сферах и факторах дает состоящая из пересечения кругов Эйлера схема, предложенная Г. Комелли (рис. 2.8).
Рисунок 2.8 - Основные сферы мотивации (Г. Комелли)
Как видно из схемы, на мотивацию работника влияют: его индивидуальные качества и усилия по самомотивации; задача, которую ставит руководитель; характер руководства (способности руководителя, его стиль и т.д.); группа, в которой он трудится; вся организация с ее структурами и культурой; общество, которое определяет общую трудовую атмосферу, ценности и нормы. Одним из важнейших факторов мотивации и объектов руководства в целом является группа.