Теория потребностей К. Альдерфера
Ряд авторов, признавая определенную ценность теории А. Маслоу, и используя ее идеи, в то же время указывают на ее упрощенность и, в свою очередь, предлагают собственные модели мотивации. Одной из таких моделей является теория потребностей существования, отношений роста (или ERG - Existens, Relatednes, Growth) американского ученого К. Альдерфера.
Он предпринял попытку уточнить и творчески развить теорию иерархии потребностей А. Маслоу. Отмечая недостаточную, на его взгляд, четкость различения некоторых групп потребностей в теории Маслоу, он выделил не пять, а три класса (группы) потребностей:
. Потребности существования (Е), к которым он отнес основополагающие физиологические потребности, а также потребности в безопасности.
. Социальные потребности (R), включая потребности общения, групповой принадлежности и уважения со стороны других (по классификации А. Маслоу, это социальные потребности и потребности уважения).
Потребности личностного роста, т.е. потребности в самореализации, в том числе, участии в управлении.
В отличие от Маслоу, допускавшего мотивирующее воздействие потребностей лишь при движении снизу вверх, т.е. при переходе от низшей потребности к высшей, Альдерфер утверждает, что такое воздействие может идти в обоих направлениях. Альдерфер попытался установить связь между удовлетворением потребностей и их активацией, и в результате выделил семь зависимостей (принципов) такого рода (рис. 2.2)
Неудовлетворенные Усиление Удовлетворение
потребности потребностей потребностей
1
2 3
4
5 6
7
7
Рисунок 2.2 - Зависимость между потребностями (по Альдерферу)
1. Чем менее удовлетворены потребности существования (Е), тем сильнее они проявляются.
2. Чем слабее удовлетворены социальные потребности (R), тем сильнее действие потребностей существования (Е).
. Чем полнее удовлетворены потребности существования (Е), тем активнее заявляют о себе социальные потребности (R).
. Чем менее удовлетворены социальные потребности (R), тем более усиливается их действие.
. Чем менее удовлетворены потребности личностного роста, самореализации (G), тем сильнее становятся социальные потребности (R).
. Чем полнее удовлетворены социальные потребности (R), тем сильнее актуализируются потребности личностного роста (G).
. Чем больше или меньше удовлетворены потребности личностного роста (G), тем активнее они проявляют себя.
Соотношение предложенных К. Альдерфером принципов показывает, что ученый выявил более сложную и гибкую, чем А. Маслоу, зависимость между потребностями.