Корпоративная культура как фактор влияния на политику управления персоналом
На содержательном уровне корпоративная культура представляет собой набор зафиксированных в текстах и документах блоков, которые составляют нормативную базу деятельности компании. [32, c. 74] Ментальный уровень корпоративной культуры - это ее существование на уровне человеческого сознания и в его формах. Для того чтобы перспективные стратегии, новые программы, более продуктивные нормы, эффективный стиль управления и т.д. могли начать «работать» и приносить весомые финансовые результаты, они должны трансформироваться в убеждения, приверженность и мотивацию руководителей и персонала.
Деятельностный уровень корпоративной культуры - это уровень практических действий людей, которые направлены на достижение миссии и стратегии, реализацию концепции, философии фирмы, корпоративных ценностей и норм, соответствующего стиля управления, традиций, программ и проектов и т.д.
Каковы содержание и качество корпоративной культуры, каковы глубина и степень ее принятия работниками организации на ментальном уровне, таковы будут действия работников и эффективность этих действий. Фундаментом любой культуры, в том числе и организационной, являются ценности, поэтому, прежде чем мы перейдем к теме формирования, изменения и поддержания корпоративной культуры, имеет смысл остановиться на них.
Фокусом внимания компании может стать любое из направлений, и при планировании корпоративной культуры организациям следует начать с выбора своего стратегического приоритета. Конечно, хочется развить все и сразу, но для развития и укрепления даже одного направления требуется значительное количество усилий и целеустремленности, поэтому, чтобы добиться хорошего результата, действовать лучше поэтапно. К ценностям относятся основные мировоззренческие установки и идеи, принятые в компании. По сути, корпоративные ценности - это то, что важно для сотрудников в их организации, это отношение людей:
• к работе как к таковой;
• к целям фирмы;
• к людям как к ресурсу;
• к клиентам;
• к пониманию конкурентных преимуществ;
• к качеству работы и продукции;
• к внутрифирменному и внешнему информационному обмену;
• к имиджу фирмы;
• к необходимости обучения;
• к дисциплине как к культуре;
• к кризисам и провалам;
• к переменам и инновациям;
• к этике взаимодействия с подчиненными;
• к авторитету и имиджу начальства;
• к карьерному росту;
• к деньгам;
• к конфликтам и стрессам;
• к роли и функциям контроля и оценивания;
• к процессам принятия решений.
Перечисленные ценности характерны для корпоративной культуры любой организации. Целью же компании в плане развития корпоративной культуры обычно становится развитие и укрепление ценностей, делающих деятельность фирмы более эффективной и повышающих ее возможности в достижении стратегических целей.
Все существующие компании уникальны, и каждая из них имеет собственную легенду, организационную структуру, коммуникации, процедуры и системы постановки задач, ритуалы и мифы внутри компании, которые в целом и формируют уникальную корпоративную культуру.
Идентификация сотрудника с фирмой означает, что работник не только осознает ее идеалы, соблюдает в строгом порядке правила и нормы поведения в компании, но и внутренне принимает полностью ее корпоративные ценности. В данном случае культурные ценности компании становятся индивидуальными ценностями работника, прочно занимая место в мотивационной структуре его поведения.