Корпоративная культура как фактор влияния на политику управления персоналом
Формируя лояльность к компании, она напрямую влияет на производительность и эффективность трудовой деятельности, на качество работы, на характер производственных и личностных отношений в организации, на творческий потенциал людей и организации в целом.Но, несмотря на актуальность этой темы, многие руководители (собственники), да и сотрудники компании часто говорят, что у них нет никакой корпоративной культуры, имея в виду, возможно, отсутствие письменного документа, который бы содержал правила и процедуры, способствующие ее формированию. Но корпоративной культуры не может не быть. Она как воздух, которым дышат люди: его можно не замечать, но он есть, она возникает в любой структурированной группе людей, рождается стихийно, чаще с помощью личного примера и устных наставлений владельцев бизнеса, чьи ценности, философия, установки служат базой для создания и развития элементов корпоративной культуры, и становится тем мощней, чем дольше существует данная структура. [43, c. 58]
Корпоративная культура не так явно проявляется на поверхности, ее трудно «пощупать».
Если можно говорить о том, что организация имеет душу, то этой «душой» является организационная культура. Так как организационная культура существует независимо от того, имеет ли она явную форму или скрытую, и к тому же обладает огромной, движущей всю организацию силой, имеет смысл более внимательно присмотреться к ней и осознанно заставить работать на благо компании.
Прежде всего важно остановиться на понятии «корпоративная культура» и на том, какие характеристики и элементы она в себя включает. Сам термин «культура» имеет массу определений, которые сходятся в одном: это явление формируется человеком.
Культура развивается в любых сообществах, когда люди проводят вместе время, их сплачивают общие цели, верования, ежедневная деятельность, потребности и ценности - существует культура наций, корпораций, спортивных клубов, школ, семей, религиозных сообществ, профессий и социальных групп. Люди адаптируются к каждому новому сообществу и закрепляют нормы допустимого в нем поведения.
Данные нормы транслируются через сообщения о том, какого поведения люди ожидают друг от друга, что ценится, что важно в обществе и что необходимо делать, чтобы соответствовать, быть принятым и вознагражденным. Как правило, существующая в организациях корпоративная культура охватывает большую часть явлений духовной и материальной жизни компании. Это и атмосфера - социальный климат в организации, и комплекс вырабатываемых коллективом социальных норм, установок, ориентаций, стереотипов поведения, верований, обычаев, бездоказательно принимаемых всеми членами коллектива и задающих общие рамки поведения, и манера персонала одеваться, и установленные стандарты качества выпускаемого продукта. Культура оказывает всепроникающее воздействие на функционирование компании. С проявлениями организационной культуры сталкиваются, едва переступив порог компании. Корпоративная культура обусловливает адаптацию новых сотрудников и поведение ветеранов, находит отражение в определенной философии управленческого звена, в первую очередь высших руководителей, реализуется в конкретной стратегии компании. Она включает в себя как управленческие функции, так и характеристики компании, которые образуются в ходе адаптации компании к внешней среде и внутренней интеграции.
Если исследовать корпоративную культуру как систему, то можно выделить следующие уровни, на которых она проявляется: содержательный, ментальный и деятельностный.