Этапы командообразования
На взгляд, организационных факторов порядком больше, чем управленческих и индивидуальных, и может создастся впечатление, что именно организационные факторы оказывают большее влияние на сплоченность команды. Но это только на первый взгляд.
Опираться только на интуицию при выявлении наиболее значимых для создания локальной управленческой команды факторов нельзя, т.к. это конечные цели создания этой команды слишком важны для организации в целом.
Команды имеют свои характерные особенности, свою историю и собственные модели роста и распада. Не бывает двух похожих друг на друга команд. Каждая новая команда обычно проходит определенные этапы (стадии) развития.
Построение команд в целом соответствует классической процедуре изменений, впервые сформулированной Куртом Левином.
- Размораживание. Первая задача состоит в том, чтобы добиться от команды осознания необходимости постоянных изменений.
- Движение. Используя метод обратной связи, команда осуществляет диагностику текущего состояния и разрабатывает план действий по переходу к желаемому состоянию.
- Замораживание. Когда план реализован и проведена оценка результатов, команда начинает процесс стабилизации для более эффективной деятельности.
Периоды жизни команды не рассматриваются слишком жестко. Однако имеется последовательность событий, когда члены группы приступают к совместной работе над задачей или проектом.
В таблице 3 представлены два подхода (В. М. Давыдова и Б. Басе) к стадиям формирования команды. Выделение первых трех стадий по В. М. Давыдову достаточно убедительно.
Таблица 3 - Стадии формирования команд
По Б. Басе |
По В. М. Давыдову |
1 . Принятие членами группы друг друга |
1 . Стадия формирования |
2. Развитие коммуникаций и выработка механизма принятия групповых решений |
2. Стадия психологической напряженности |
3 . Формирование групповой солидарности |
3. Стадия нормализации |
4. Стремление к максимизации группового успеха |
4. Стадия деятельности |
Что же касается четвертой стадии, то она представляется достаточно сомнительной, поскольку первые три стадии обычно реализуются в процессе деятельности.
Другие авторы (например, Такмен и Джексен) выделяют пять стадий: формирование; «бурление»; нормирование; функционирование; перемена или расставание.
Несмотря на избыток энергии в начале формирования команды, маловероятно, что его хватит надолго. Команда должна преодолеть внутренние противоречия и сомнения, прежде чем получится действительно спаянный коллектив. Этот процесс не несет спокойствия и порождает риски, однако это необходимый путь создания норм команды. По мере прохождения указанных стадий групповые отношения достигают зрелости, что позитивно сказывается на эффективности. После выполнения задач команды часто распадаются, и эта фаза также характеризуется определенными процессами.
На этапе формирования решающей является роль руководителя/лидера. Ему необходимо сосредоточиться на помощи другим членам команды, познакомить их друг с другом и создать непринужденную обстановку. Страхи, смятения и колебания членов команды должны быть устранены как можно раньше. Наилучший путь к этому - прояснить цели, ответственность и процедуры, которые имеют отношение к членам команды.
Фаза «бурления» представляет реальную возможность очистить атмосферу. Руководитель - признанный лидер команды - может помочь ей успешно решить споры, которые возникают на этом этапе, обсудив проблемы, обеспечив обмен мнениями и воодушевив команду на достижение намеченных целей. На этапе нормирования следует гарантировать, что установление общих норм способствует эффективной работе команды. Время, потраченное на подготовку и установление новых правил на основе консенсуса, по которым команда собирается работать, окупится позже с большими дивидендами. Мастерство построения команды на этом этапе состоит в углублении процесса сплочения команды и в согласовании.
На этапе функционирования команда объединена и работает эффективно над достижением своих целей, Руководителю/лидеру необходимо оценить эффективность команды, наблюдая за индивидуальными и командными усилиями, успехами и выполнением обязательств. Команда нацелена на продуктивность и эффективность и раскрытие потенциальных возможностей. Важно оказывать доверие, где это необходимо. Важно оценивать работу команды как результат ее усилий в целом. На этом этапе необходимы одобрение, оценка, уменьшение числа инструктажей, выслушивание полезных замечаний.