Факторы формирования кадрового потенциала организации
Анализ элементов современных систем управления трудом показывает, что люди и их таланты становятся наиболее ценными ресурсами организации в условиях внедрения новшеств. Управление человеческими ресурсами становится ее стратегической задачей, а формирование и развитие человеческого потенциала превращается в статью инвестиций, а не затрат, как в традиционных технократических организациях.
Основная цель формирования персонала на предприятии - сведение к минимуму потерь, обусловленных несовпадением потенциально формируемых в процессе обучения способностей к труду и личных качеств людей с возможностями их использования при выполнении конкретных видов работ, потенциальной и фактической занятостью.
В основе формирования персонала должны лежать следующие принципы:
– соответствие численности работников объему выполняемых работ и квалификации работника, степени сложности его трудовых функций;
– соответствие структуры персонала предприятия объективным факторам производства;
– создание условий для постоянного повышения квалификации и расширения профессионального профиля работников;
– максимальная эффективность использования рабочего времени.
Формирование персонала предприятий требует разработки системы обеспечения, которая должна охватывать следующие стадии:
1) подготовительную (профориентация, профотбор);
2) распределительную (подбор и расстановка кадров);
3) адаптационную (формирование социально-психологической структуры, межличностных связей, т.е. социально-психологическая адаптация; профессиональная подготовка).
Подбор и расстановка кадров имеют ключевое значение при формировании персонала. Сущность подбора кадров состоит в том, что на основе общих и конкретных требований, предъявляемых к кандидату на данную должность, и оценки всех имеющихся кандидатов принимается решение по выбору наилучшего из них.
Подбор кадров может осуществляться следующими путями:
1. Набор - назначение (конкурс), которое связано с вовлечением в сферу управления работников со стороны, ранее на предприятии не работавших.
2. Выдвижение - назначение работника, работающего в данном коллективе, на новую, более высокую должность (вертикальное перемещение).
3. Ротация - назначение, при котором место работы, должность могут меняться по горизонтали.
При проведении подбора и расстановки кадров необходимо иметь в виду следующие принципы:
– изучение персонала (непрерывный поиск способных работников);
– оценка и подбор персонала по профессиональным, деловым и личным качествам;
– сочетание стабильности и обновления (с одной стороны - реализация намеченных стратегий предприятия, преемственность традиций, с другой стороны - адекватная реакция на изменения внешней среды);
– сочетание опытных и молодых кадров (сочетание знаний и опыта с динамичностью в восприятии нового);
– сочетание и взаимное дополнение персонала (слабые стороны одного работника должны дополняться сильными сторонами другого);
– сочетание при подборе персонала кандидатов со стороны и работающих на предприятии (привнесение свежих идей и подходов).
Человеческие ресурсы - это люди, которые не только создают, но и потребляют материальные блага и услуги. Люди же далеко не одинаковы в своих материальных и духовных потребностях. Обусловлено это многими социальными, психофизиологическими и другими качествами.