Основы организации логистических систем
Выделение звена логистической системы в большинстве случаев связано с наличием в организационной структуре управления функционально обособленных по отношению к основным и сопутствующим потокам подразделений, а также партнеров и контрагентов в организации логистической компании. Партнеры и контрагенты образуют так называемые три стороны в логистике компании. Компанию, формирующую логистическую систему, называют центральной или головной компанией логистического процесса.
Звеном логистической системы принято называть функционально (структурно) обособленное подразделение компании или юридически самостоятельное предприятие, являющиеся одной из трех сторон в логистике, рассматриваемые как целое в рамках логистической системы, реализующие один или несколько видов логистической деятельности. Из определения видно, что звенья играют исключительно важную роль в построении логистических систем. Они являются системообразующими компонентами в структурной иерархии.
Особенностями конкретных звеньев, существенно влияющими на процесс формирования логистических систем, являются:
1) форма собственности и организационно-правовая форма;
2) различия в характере и целях функционирования;
3) различия в концентрации капитала, используемых технологиях, потребляемых ресурсах и т.п.;
) рассредоточение ресурсов (материальных, финансовых, информационных, трудовых) и инфраструктуры на достаточно большой территории и др.
Кроме того, нужно учитывать, что большинство звеньев являются совокупностью субъектов и объектов логистического управления со своими организационными структурами и локальными критериями оптимизации функционирования, которые могут частично не совпадать с целью логистической системы. Это значительно усложняет управление такой системой и приводит к необходимости создавать органы высшего логистического менеджмента для координации и интеграции между звеньями.
Наряду с логистической системой в практике повсеместно используются понятия логистической цепи, канала и сети. Основой выделения и рассмотрения понятия «логистическая цепь» является использование системного подхода в отношении построения и анализа сложных экономических систем, в том числе и логистических. Учитывая это, можно определить логистическую цепь как линейно упорядоченное множество звеньев логистической системы от поставщика материальных ресурсов до конечного потребителя готовой продукции. На рис.2 в качестве примера приведена логистическая цепь промышленной фирмы.
В представленном рисунке логистическая цепь, состоящая из 4 линейно упорядоченных звеньев, ориентирована вдоль материального потока. Такой подход к конфигурации цепи имеет следующие положительные моменты:
Рисунок 2. Пример логистической цепи
1) проще анализировать затраты в цепи, оптимизировать ресурсы и принимать управленческие решения;
2) проще идентифицировать риски и распределять их между участниками цепи;
) удобнее выделять (распределять) центры ответственности среди участников цепи;
) можно более эффективно организовывать мониторинг выполнения логистических задач среди множества звеньев такой цепи и др.
Логистистические цепи необязательно выделяются и упорядочиваются только по материальному потоку, их можно ориентировать и упорядочивать по другим потокам в соответствии с параметрами заказа потребителя. Построение логистических цепей, сформированных по информационным и финансовым потокам, имеет большое практическое значение, так как в современном бизнесе практически отсутствует изоморфность (соответствие между потоками, выражающее тождество их структуры) основных и сопутствующих потоков. Движение материальных ресурсов, готовой продукции или грузов не совпадает (несинхронно) с относящимися к ним потоками информации, денег и персонала. Так, например, информационный поток может отставать, совпадать или опережать поток материальных ресурсов. Кроме несовпадения по времени, анализируемые потоки оторваны и отделены в пространстве. Проблемы, возникающие из-за отсутствия изоморфности потоков, значительно усложняют менеджерам-логистам принятия управленческих решений и требуют от них постоянного внимания.