Основы организации логистических систем
. во-первых, тем, что они располагают таким опытом работы в сфере реализации услуг, который отсутствует в производственной фирме;
. во-вторых, стремлением последней сократить свои накладные расходы и сконцентрироваться на основных производственных прибыльных функциях.
Вопросами генерации идей, обмена опытом, выработкой научных и практических подходов к стратегии и тактике логистики в индустриально развитых странах занимаются национальные и международные специализированные общества и ассоциации, объединяющие промышленные фирмы и научные организации. Подобного рода объединения имеют свои исследовательские центры с хорошо поставленной методикой анализа ситуации в промышленности, консультативные отделы, банки информации, учебные центры и пр. Некоторые экономически высокоразвитые страны имеют несколько национальных ассоциаций. В настоящее время только в Европе насчитывается более 20 национальных ассоциаций, являющихся членами Европейской ассоциации логистики.
Развитие логистических систем осуществлялось и сейчас успешно осуществляется посредством взаимосвязи с эволюцией концепции логистики и ее принципов, формировавшихся в странах с рыночной экономикой в течение весьма длительного времени.
Одним из наиболее важных понятий в логистике является понятие логистической системы. Под логистической системой понимается относительно устойчивая совокупность звеньев (структурных или функциональных подразделений компании, а также поставщиков, потребителей, посредников), взаимосвязанных и объединенных единым управляемым логистическим процессом для реализации корпоративной стратегии бизнеса. Иными словами, логистическая система - это совокупность логистической сети и системы администрирования, формируемая компанией для реализации своей логистической стратегии.
Большинству логистических систем, функционирующих на практике, присущи следующие основные черты:
· сложность, характеризующаяся такими основными признаками, как: наличием большого числа звеньев и элементов, сложным характером их взаимодействия, сложностью функций, выполняемых системой, воздействием на систему большого количества факторов внешней среды;
· иерархичность, т.е. подчиненность элементов более низкого уровня (порядка) элементам более высокого уровня в плане линейного, функционального или смешанного управления;
· эмерджентность, т.е. свойство системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемую только логистической системой в целом, а не отдельными ее подсистемами, звеньями или элементами;
· структурированность, предполагающая наличие определенной организационной структуры системы, состоящей из взаимосвязанных объектов и субъектов управления.
Для целей построения и анализа логистической системы целесообразно воспользоваться методом декомпозиции и выделить из нее подсистемы, звенья и элементы. Можно выделить два комплекса подсистем:
. функциональный,
. обеспечивающий.
Функциональный комплекс управляет основными функциями (транспортировкой, складированием, грузопереработкой, упаковкой и др.) в области снабжения, производства и распределения. В связи с чем его часто выделяют, например, как подсистему распределения, подсистему снабжения (управление закупками), подсистему поддержки производственных процессов. Обеспечивающий комплекс традиционно включает организационно-экономическую, правовую, информационно-компьютерную, кадровую поддержку. Исходя из вышеизложенного, можно дать определение подсистемы. Подсистемой логистической системы называется выделенная в соответствии с организационной структурой совокупность элементов и звеньев, позволяющая решать задачи логистического администрирования системы в целом и (или) управления комплексом логистических функций в отдельной сфере бизнеса компании.
Есть достаточно много признаков классификации логистических систем. Исходя из потребностей бизнеса все логистические системы можно классифицировать по:
· объектам управления;
· отраслевой специализации компаний;