Основы организации логистических систем
Рисунок 1.4
В логистических системах четвертого уровня развития (рис.1.4) область действий функций в основном аналогична той, что характерна для систем третьей стадии развитии, но с одним важным исключением. Такие компании интегрируют процессы планирования и контроля операций логистики с операциями маркетинга, сбыта, производства и финансов. Интеграция способствует увязке часто противоречивых целей различных подразделений компании. Управление системой осуществляется на основе долговременного (более одного года) планирования. Работа системы оценивается с учетом требований международных стандартов. Компании осуществляют свою деятельность, как правило, на глобальном уровне, а не только на национальном или региональном. Они производят продукцию для мирового рынка и управляют частью мировых систем производства и распределения, предусматривая оптимизацию расходов и удовлетворение требований заказчиков.
Новые, повышенные требования к менеджерам логистики предъявляет управление функциями глобального распределения и грамотное ведение потоков материалов. Например, стратегия организации материально-технического снабжения и хранения продукции на складах требует знания законодательных основ, налоговых систем, особенностей правительственного регулирования. Стратегия управления запасами связана с определенными требованиями к упаковке и маркировке, где необходимо учитывать языковые различия. Высокая эффективность обслуживания заказчика определяется профессиональной подготовкой специалистов обработки сложной документации, а также результатами действий по устранению таможенных барьеров. К участию в логистических процессах многократно усиливается потребность в привлечении других фирм («третьих участников» - таможенных и экспедиционных агентств, банков).
Практический опыт работы фирм в разных странах мирового рынка показал, что восхождение от низшей стадии развития систем логистики к более высоким происходит как постепенно, так и скачкообразно (при возникновении благоприятных условий). Такими условиями могут являться слияние предприятий, новый режим управления, политические инициативы. В лучшем случае переход на более высокий уровень длится от 6 месяцев до 2 лет, а переход от первой стадии развития к четвертой занимает около 20 лет. Однако, в связи с возросшим давлением международной конкуренции и возможностями использования опыта фирм, успешно прошедших этот путь, ожидается его сокращение в 2 раза, т.е. до 10 лет, что весьма и весьма значительно. Анализ уровней развития логистики также наглядно показал, что компании, где утвердился интегрированный подход к управлению логистикой, улучшают показатели своей деятельности. Производительность труда работников фирм, занятых на транспортировке грузов, благодаря применению логистики, увеличилась в целом на 9,9 %. Взяв несколько анализируемых фирм за основу-100%, стал очевиден результат - на 60% обследуемых фирм удалось повысить качество транспортного обслуживания.
Непосредственно анализ выявил и то, что фирмы с неодинаковым уровнем развития логистики существенно различаются по целевому направлению инвестиций. Как правило, на низшем уровне развития крупные капитальные вложения направляются на нейтрализацию негативных воздействий, а на более высоком уровне - преимущественно на формирование логистической инфраструктуры.
Развитие логистики в странах с рыночной экономикой в последнее время характеризуется передачей функций контроля над распределением готовой продукции от производственных фирм к специализированным фирмам, так называемым внешним агентам. Эта тенденция проявилась сначала в Западной Европе и Японии, а позднее в США. Ожидается, что развитие данной тенденции приведет к значительным изменениям в организации работы по перемещению продукции.
Логистика по контракту, или с применением третьего участника, предполагает привлечение самостоятельной оптовой фирмы для выполнения ею всех или части функций компании по распределению продукции, включая транспортировку, хранение, управление запасами, обслуживание заказчика и создание информационных систем логистики. В этом - одно из проявлений непрерывного процесса углубления общественного разделения труда. Включение в систему логистики специализированных фирм обусловлено следующим: