Основы организации логистических систем
· сегментам рынка (секторам бизнеса);
· уровню бизнеса (степени концентрации капитала и мощности компании).
В зарубежной практике часто используется понятие глобальных макрологистических систем, к которым относят государственные (транснациональные) логистические системы, формируемые на уровне страны в целом, межгосударственные (международные) логистические системы, охватывающие несколько стран, и трансконтинентальные, создаваемые в пределах нескольких континентов.
Макрологистическими системами решаются такие задачи, как формирование межотраслевых балансов, выбор видов и форм снабжения и сбыта продукции групп компаний, размещение на заданной территории складских комплексов (терминалов), организация транспортировки и координация работы различных видов транспорта и т.п. В зависимости от отраслевой специализации компаний существует логистические системы металлургических предприятий, предприятий химической промышленности, строительства, транспортных предприятий и др.
Микрологистические системы относятся, как правило, к определенной организации бизнеса, например к фирме-производителю товара, и предназначены для управления и оптимизации материальных и связанных с ними потоков в процессе производства, снабжения и сбыта. Большое значение для построения логистической системы имеет сегмент рынка (сектор бизнеса), в котором работает компания. В настоящее время, укрупненно, выделяют два сектора: business to business (B2B), business to customer (B2C). В зависимости от сектора бизнеса (т.е. того, кто является конечным потребителем продукции или услуг компании, - другая организация бизнеса или конечный потребитель) формируются различные приоритеты, логистические стратегии и технологии. Сектор бизнеса оказывает существенное влияние на используемую компанией информационно-компьютерную поддержку бизнес-процесса.
Анализ и проектирование логистических систем следует проводить, руководствуясь следующими основными принципами:
1) системность, т.е. составляющие логистической системы изучаются как взаимосвязанные и взаимодействующие для достижения единой цели управления (оптимизируется функционирование не отдельных составляющих, а всей системы в целом);
) совокупность затрат, т.е. учет всей совокупности издержек управления основными и сопутствующими потоками в логистической системе;
3) глобальная оптимизация, т.е. необходимо согласование локальных целей функционирования составляющих логистической системы для достижения глобального оптимума;
) координация и интеграция - достижение согласованного, интегрального участия всех составляющих логистической системы в управлении материальными и иными потоками при реализации целевой функции;
) моделирование и информационно-компьютерная поддержка, т.е. широкое использование моделей (аналитических, эмпирических, дескриптивных и др.) и информационно-компьютерных систем;
) выделение комплекса подсистем, т.е. наличие у логистической системы подсистем, обеспечивающих процесс менеджмента;
) комплексное управление качеством (TQM) - обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента логистической системы для оказания высокого уровня обслуживания клиентов;
) гуманизация, т.е. соответствие функций и технологических решений в логистической системе экологическим, эргономическим, этическим, социальным и иным требованиям;
) устойчивость и адаптация, т.е. система должна устойчиво работать при допустимых отклонениях параметров и факторов внешней (внутренней) среды. При значительных колебаниях стохастических (вероятностных) факторов внешней среды система должна приспосабливаться к новым условиям, меняя программу функционирования, параметры и критерии оптимизации.
Соблюдение вышеизложенных принципов позволяет избежать ошибок в организации анализа логистических систем и методик его проведения.
Любая логистическая система состоит из совокупности подсистем, звеньев и элементов, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения. Каждому уровню такой совокупности логично было бы сопоставить соответственно функциональные области логистики, логистические функции и операции. Однако, на практике для действующих или проектируемых систем такого однозначного сопоставления, как правило, сделать не удается.