Замечания и рекомендации по усовершенствованию системы управления стрессами
Таблица 1. Оценка жизненных результатов
Достижения и успехи |
Оценка в 10-балльной системе по пятилетиям жизни |
Неудачи и ошибки |
20-25 лет 26-30 лет 31-35 лет 36-40 лет 41-45 лет 46-50 лет 51-55 лет 56-60 лет 61-65 лет 66-70 лет |
Оцените каждое пятилетие своей жизни с того момента, как вы начали работать. Когда вы будете оценивать, напишите кратко в соответствующей графе, какое конкретно событие вы оцениваете. Например, вы оцениваете свою неудачу, которая была у вас в прошлом: «Увольнение из компании "X"» на семь баллов. В этом случае отметьте событие на семь баллов в графе «Неудачи и ошибки» соответственно тому пятилетию вашей жизни, в котором произошло это событие.
Если же вы отметили такое свое достижение, как, например, «Назначение на должность начальника управления», и оценили его на девять баллов, то в графе «Достижения и успехи» отметьте это событие в том пятилетии, в котором оно произошло.
Психолог комментирует: «Посмотрите на свою таблицу, которую вы заполнили на основе своих воспоминаний о достижениях и неудачах. Какой результат вы видите?
Вполне возможно, что неудач и ошибок у вас оказалось больше, чем достижений и успехов. Может быть и так, что неудач и ошибок у вас - примерно столько же, сколько и достижений.
Но кто-то из читателей с удивлением увидел, что неудач и ошибок у него значительно меньше, чем достижений и успехов!»
После обсуждения первого шага психолог говорит: «Посмотрите на следующую таблицу, которая построена для анализа ошибок и неудач, которые вы совершили в прошлом» (см. табл. 2).
Таблица 2. Анализ неудач и ошибок
Неудачи и ошибки |
Как я их преодолел (а) |
Психолог: «Напишите здесь, какие конкретно решения и поступки вы совершили, чтобы исправить положение и преодолеть собственные ошибки и неудачи. Обратите внимание на результат, если у вас получилось, что практически все ошибки и неудачи вам удалось исправить» (см. табл. 3).
Таблица 3. Решения и поступки
Достижения и успехиЧто я сделал (а) для этого |
Психолог: «Напишите, каких достижений и успехов из тех, которые вы отметили выше, вы добились самостоятельно, при помощи собственной активности и своих усилий? Получилось ли у вас так, что основные достижения - это результат именно ваших усилий?»
Отношение к настоящему.
Психолог предлагает: «Мы приступаем к анализу своей настоящей жизни и работы. Для этого постарайтесь посмотреть на свою сегодняшнюю жизнь со стороны, с позиций внешнего, желательно беспристрастного наблюдателя.
Чтобы такой отстраненный анализ получился, ответьте на ниже приведенные вопросы».
¡ Вы занимаетесь тем, о чем мечтали?
¡ Подумайте о бизнесе, семье, здоровье, родителях, друзьях. Проранжируйте эти понятия в той последовательности, в которой они имеют для вас значение: что самое главное, что менее главное и т. п.
¡ Вспомните свои принципы юности. Следуете ли вы им?
¡ Когда вы забываете о своих принципах юности, что вы теряете? И что вы приобретаете? Чего больше - потерь или приобретений?