Механизмы реализации наукоемких проектов как фактора инновационного развития
Эффективная национальная инновационная система является ключевым механизмом развития наукоемкого сектора экономики и формирования качественно новой конкурентоспособной экономики, основанной на инновациях. Инновационное развитие требует системного подхода, поскольку оно рассматривается не в виде цепочки односторонних причинно-следственных связей, ведущих от НИОКР к инновациям, а как процесс взаимодействия и обратных связей между всем комплексом экономических, социальных, организационных, финансовых и других факторов, определяющих развитие наукоемких производств и коммерциализацию инновационной деятельности.
Инвестиционное обеспечение развития наукоемкого сектора предполагает рассмотрение всех логических последовательностей формирования инвестиционных ресурсов на многоканальной основе и вложения их в определенные подсистемы наукоемкого сектора. Развитие наукоемкого сектора в первую очередь предполагает развитие сферы наукоемкого производства и формирования полноценной инновационной инфраструктуры, способной коммерциализировать разработки отечественных ученых из научно-исследовательской сферы.
Рыночные механизмы по развитию коммерциализации наукоемкого сектора автор рассматривает с двух позиций:
1. Внедрение рыночных механизмов продвижения наукоемкого продукта отечественных НИО;
. Создание условий для получения положительного коммерческого результата от реализации наукоемкого продукта.
По первой позиции установлено, что исследование причин успехов и неудач научно-технических нововведений обнаруживает повторяющийся ряд факторов. Наиболее важными являются следующие факторы: ориентация на рынок; соответствие целям организации; эффективная система отбора и оценки проектов; эффективное управление проектами и контроль; источник творческих идей; восприимчивость организации к нововведениям; индивидуальная и коллективная ответственность.
Что касается второго аспекта коммерциализации наукоемкого сектора, связанного с созданием условий для продвижения наукоемких продуктов, то здесь определенная роль отводится и государственным органам. В литературе под коммерциализацией понимается процесс выделения средств на инновации и поэтапного контроля за их расходованием, включая оценку и передачу завершенных и освоенных в промышленных условиях результатов инновационной деятельности. В отличие от планово-директивной экономики, в которой финансирование, управление инновациями и передача результатов выполнялись раздельно, процессы коммерциализации в условиях рынка объединяют эти функции с целью ориентации их на положительный коммерческий (т.е. самоокупаемый) результат.
В качестве основы механизма управления инновационными процессами, составной частью которых является коммерциализация, целесообразно использовать модель принятия решений по управлению перемещением (продвижением) технологии по всем стадиям полного жизненного цикла (ПЖЦ) инноваций. Такая модель учитывает патентование, обеспечение условий для реализации точек роста (старт-апов), создание компаний дополнительного дохода (спин-офф компаний), финансирование посредством фондов, банков, госзаказов, кадры, маркетинг, обслуживание, выход на мировой рынок, экспорт технологий и т.д.
Большинство ее элементов, сложившиеся еще в условиях планово-директивной системы, подлежат структурному и функциональному реформированию с учетом требований внутреннего и мирового рынков.
Само понятие «эффективность науки» распространяется на комплекс проблем оценки научной деятельности в различных ее аспектах: экономическую эффективность, научно-технический уровень, социальную эффективность и т.д. Стали появляться исследования, в которых эффекты НИОКР базируются на концептуальном подходе, согласно которому выделяют три их вида: социально-политический, научно-технический и экономический. Эти виды эффектов находятся в определенном единстве, взаимно влияют друг на друга. Причем, результат, получаемый от реализации НИОКР, может иметь экономический, социальный или чисто научный характер.