Механизмы реализации наукоемких проектов как фактора инновационного развития
Реализация инновационного проекта - это процесс по созданию и выведению на рынок инновационного продукта.
Цель инновационного проекта - это создание новой или изменение существующей системы: технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной - и достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих), коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта.
Управлением инновационными проектами занимается инновационный менеджмент.
Стадии разработки инновационных проектов. Разработка инновационного проекта включает в себя две основные стадии:
. Предынвестиционная. Он предполагает поиск и обоснование жизнеспособности инновационной идеи, научные и маркетинговые исследования и разработка технико-экономического обоснования.
. Инвестиционная. На данной стадии происходит вложение денег и материальное воплощение проекта.
Поскольку выведение на рынок инновационных продуктов, как правило, требует инвестирования, необходимо обосновать целесообразность вложения денег и возможность получения прибыли от инновации. Важная задача исследовательской части проекта - доказать, что идея не только является инновационной, но и будет принята рынком.
Разработка инновационного проекта всегда начинается с поиска идеи. Поиск идеи для инновационного проекта может производиться: на основе последних научных разработок и исследований, анализа потребительского спроса (маркетинговых исследований, опросов потребителей). Поиск идеи для инновационного проекта - творческая задача, часто для этих целей используется ТРИЗ.
ТРИЗ представляет собой набор методов, объединенных общей теорией.
ТРИЗ помогает в организации мышления изобретателя при поиске идеи изобретения, и делает этот поиск более целенаправленным, продуктивным, способствует нахождению идеи более высокого изобретательского уровня.
В ТРИЗ в качестве главного направления впервые стало изучение и использование в изобретательстве законов развития технических систем.
Основным инструментом ТРИЗ являлся: алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). АРИЗ представляет собой ряд последовательных логических шагов, целью которых является выявление и разрешение противоречий, существующих в технической системе и препятствующих ее совершенствованию. В своем развитии АРИЗ имел ряд модификаций.
В ТРИЗ используется ряд инструментов для решения задач. К ним относятся:
. Таблица устранения технических противоречий, в которой противоречия представляются двумя конфликтующими параметрами. Эти параметры выбираются из списка. Для каждого сочетания параметров предлагается использовать несколько приемов устранения противоречия. Всего 40 приемов. Приемы сформулированы и классифицированы на основе статистических исследований изобретений.
2. Стандарты решения задач. Сформулированы стандартные проблемные ситуации. Для разрешения этих ситуаций предлагаются типовые решения.
. Вепольный (вещественно-полевой) анализ. Определены и классифицированы возможные варианты связей между компонентами технических систем. Выявлены закономерности и сформулированы принципы их преобразования для решения задачи. На основе вепольного анализа были расширены стандарты решения задач.
4. Указатель физических эффектов. Описаны наиболее распространенные для изобретательства физические эффекты и возможности их использования для решения изобретательских задач.
. Методы развития творческого воображения. Используется ряд приемов и методов, позволяющих преодолеть инерционность мышления при решении творческих задач
Жизнеспособность идеи зависит от множества факторов: уникальность проекта, наличие конкурентов и похожих проектов; наличие научных разработок и исследований по данному проекту; наличие очевидной пользы (выгоды) для потребителя, заложенной в инновационном продукте; наличие потребности в продукте, портрет потребителя, объем рынка; соотношение затрат на реализацию проекта и коммерческого эффекта; наличие исходного капитала или возможности приобретения займа, кредита; масштабность проекта, сроки исполнения и окупаемости, необходимость дополнительных вложений; маркетинговая стратегия, варианты позиционирования продукта; уровень профессионализма и личной заинтересованности исполнителей проекта; юридическая защищенность проекта, соответствие законодательству, необходимость получения сертификатов, лицензий, наличие патентов, авторских прав, возможность получения поддержки со стороны государства, через субсидии, льготы.