Планирование на предприятии
Формирование новых производственных отношений в России осуществляется в русле трансформации централизованно планируемой экономики в социально-ориентированное рыночное хозяйство. Деятельность всех хозяйственных субъектов в настоящее время настолько сложна и внешние условия изменяются так стремительно, что старый традиционный тип управления не может дать удовлетворительных результатов, поскольку значительно возрастает риск принятия необоснованных управленческий решений.
Опыт развития многих стран, особенно Франции, Японии, Италии свидетельствует об эффективности планирования экономики в условиях высокоразвитых рыночных отношений. Общепризнано, что стихийный рынок нельзя абсолютизировать - не все функции, необходимы для нормального осуществления воспроизводственного процесса, реализуется посредством чисто рыночных отношений. Планирование в новых условиях не означает возврат к прошлому, оно реализуется в рыночной среде, адаптируется к изменениям экономической обстановки, соотносится с рынком, как с важнейшим средством получения необходимой информации, ориентируется на интересы потребителя. Планирование должно быть применено к хозяйственным системам, рассматриваемым не в статистическом состоянии, а в динамике, отсюда и важность процесса прогнозирования, стратегического планирования. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не видя перспектив развития, не планируя своих действий, не прогнозируя последствий.
Создавая новую концепцию планирования в условиях демократизации экономики, отказа от черт директивности, коммандности, необходимо заметить, что планирование в определенной степени формирует и элементы ответственности за выбор приоритетов, перспектив и целей развития. Недооценка планирования может привести к нерациональному хозяйствованию, кризисному положению в экономике, к невозможности обеспечения на должном уровне экономической безопасности.
Планирование как определенная деятельность людей известна давно и имеет свою историю. Наиболее яркие страницы планирование в нашей стране «пережило» в период с 1920-1990гг. В наши дни мы вновь обращаем внимание к планированию, пытаясь разрешить трудные вопросы социально-экономического развития.
Возникновение планирования связано со становлением рынка, с возникновением организованного труда, с развитием крупного машинного производства.
В современной экономической литературе наиболее часто встречается следующее определение.
Планирование - это процесс формулирования целей, определение приоритетов, средств и методов их достижения, основанный на познании экономических законов.
Если рассматривать планирование в масштабах страны, то при определении стратегии национального развития разрабатывается и социально-экономическая политика. В этом случае планирование будет являться инструментом реализации данной политики.
Процесс планирования может охватывать как производственную, так и не производственную сферы. В качестве субъектов планирования выступает прежде всего государство и различные планирующие органы.
Планирование относится к сложным процессам, в нем решаются многие проблемы, например, на уровне предприятия можно выделить следующие задачи:
обеспечение непрерывности воспроизводства;
рациональное использование ресурсов;
достижение эффективной производственной деятельности;
решение социальных задач;
обеспечение экономической безопасности предприятия.
Следует отметить, что процесс планирования является сложным и дорогостоящим, требующим серьезные усилия и большое умственное напряжение. Это необходимо иметь в виду перед тем, как принимать решение о необходимости планирования в организации.
Предприятие планирует и осуществляет свою деятельность самостоятельно. Предприятия самостоятельно решают, что и сколько производить, по какой цене, сколько иметь рабочих, как осуществлять их оплату, как управлять предприятием и многие другие вопросы. Государство не имеет право вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятия.
Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы исходя из спроса на продукцию и необходимости обеспечения производственного и социального развития. Основу планов составляют договоры, заключаемые с поставщиками и потребителями продукции.
планирование управление себестоимость рентабельность
- Планирование производства продукции
- Совершенствование управления предприятием
- Планирование себестоимости продукции
- Планирование прибыли и рентабельности
- Планирование социального развития коллектива
- Разработка и обоснование экономической стратегии предприятия