Разработка и обоснование экономической стратегии предприятия
Существенной чертой стратегического планирования предприятия является его ориентация на теорию циклического развития экономических явлений. Всякое экономическое развитие представляет собой циклическое, то есть совокупность определенных этапов развития, которые включают в себя и этапы расцвета, и этапы упадка.
Специалисты предприятия выступают в роли экспертов по поводу разработки экономической стратегии предприятия. Работниками службы стратегического планирования проведены соответствующие исследования.
Необходимо разработать и обосновать экономическую стратегию предприятия и каждого СХП.
Исходные данные:
Мебельная фабрика
СХП-1 - кухонный гарнитур. Выпускается 7 лет. Спрос падает и прибыль уменьшается.
СХП- 2 - Мебельная стенка. Выпускаются 4 года. Спрос и прибыль стабильны.
СХП-3 - Дачная мебель. Выпускается 2 года. Спрос и прибыль имеют тенденцию к росту.
В целом предприятие работает прибыльно, сбыт и прибыль на среднем уровне.
Жизненный цикл товара - период существования определенного вида товара - от его появления на рынке (в продаже) до исчезновения с рынка.
График №1
этапы ЖЦТ: 1 - этап разработки;
- этап выведения на рынок;
- этап роста;
- этап зрелости;
- этап упадка.
График №2
Развитие хозяйственного портфеля организации, тесно связано с СХП, т.к. СХП являются самостоятельными подразделениями, отвечающими за определенную ассортиментную группу. Хозяйственный портфель - то, что выпускают предприятия.
Общая позиция СХП может быть определена с помощью матрицы БКГ (таблица 10). В зависимости от развития отрасли, в которой действует СХП, его рыночной доли выделяются четыре вида СХП, которые получили образное название «Звезда», «Трудный ребенок», «Дойная корова», «Собака».
Таблица № 10
Матрица Бостонской консалтинговой группы (БКГ)
Относительная доля на рынке | |||
Низкая |
Высокая | ||
Темпы роста отрасли |
Высокие |
«Трудный ребенок» |
«Звезда» |
Низкие |
«Собака» |
«Дойная корова» |
Рассмотрим все СХП применительно к матрице БКГ, т.е.
СХП-1 соответствует положению «собаки»
СХП-2 - «дойная корова»
СХП-3 - «звезда»
«Звезда» является лидером среди СХП фирмы. Она имеет высокую долю рынка, успехи в бизнесе, относительно высокие доходы; вероятно число конкурентов будет увеличиваться. Для дальнейшего развития и поддержания лидирующего положения необходимы дополнительные финансовые средства. Ее положение, согласно концепции жизненного цикла товара соответствует стадии роста.
«Дойная корова» характеризуется высокой долей в стареющей отрасли, имеет высокую прибыль и даже ее избыток, так как появление новых конкурентов не предполагается. Согласно концепции ЖЦТ ее положение соответствует стадии зрелости.
«Трудный ребенок» может иметь еще и другое название - «знак вопроса». Это положение значительно хуже: низкая доля в быстрорастущей отрасли. Для улучшения состояния дел необходима финансовая поддержка, которая может быть оказана со стороны «Дойной коровы». Положение «Трудного ребенка» соответствует начальной фазе ЖЦТ. Типичный путь развития данного СХП: переход в состояние «Звезды», а затем на уровень дойной коровы, но для осуществления этой стратегии необходимы финансовые ресурсы.
В разделе планирования прибыли и рентабельности по сравнению с отчетным годом в плановом году планируется увеличение балансовой прибыли и прибыли остающейся в распоряжении предприятия, повышения уровня общей рентабельности, рентабельности реализованной продукции.
1 2