Становление и развитие системы управления и оценки персонала государственной службы
Управление персоналом государственной службы как механизм реализации государственной политики имеет многовековую историю. Завершение объединения русских земель в единое государство в первой четверти XVI в. активизировало процесс выделения управленческой деятельности в важную самостоятельную профессиональную сферу. Формирование персонала органов государственного управления весьма интенсивно проходило после административной реформы Ивана IV (Грозного), по воле которого в 1548-1555 гг. была создана целая группа отраслевых и территориальных приказов, представлявших центральную власть. В последующем в приказной системе управления шло разделение управленческой деятельности, усиливалась специализация. (10, с.43.)
Во времена правления Петра I формирование и деятельность корпуса гражданских служащих перешли в ведение Сената как высшего после государя органа судебного надзора и административного управления. В этих целях в Правительствующем Сенате первоначально был учрежден Разрядный стол во главе с И. Ларионовым. В 1722 г. он был преобразован в более крупную по штатам и широкую по функциям Герольдмейстерскую контору. (14, с.67, 221).
В 30-х гг. XIX в. правящие круги России были вынуждены принять дополнительные меры к упорядочению работы с чиновниками государственного аппарата, а также усилить воздействие на развитие состава служащих. Задачи и функции нового кадрового управленческого органа были определены в указе Николая I от 5 сентября 1846г. и Положении об Инспекторском департаменте. В его ведение входило определение на службу всех классных чиновников и имеющих право на классный чин, производство в чины, назначение на должности определенных классов и должностное перемещение. Под влиянием объективных изменений социально-политического и экономического развития России, Александр II издал указ об упразднении Инспекторского департамента Собственной е.и.в. канцелярии. С 60-х гг. XIX в. на основании данного решения, персонал государственной службы вновь перешел в ведение Первого департамента Сената. В этой связи в министерствах появились своего рода кадровые службы в лице департаментов общих дел. (33, с.762) Одновременно отсутствие правительственного управленческого кадрового органа делало практически невозможным проведение единой государственной политики в формировании корпуса гражданских служащих. Поэтому 6 мая 1894 г. Александр III издал указ, согласно которому правительство возвращалось к централизованному руководству составом государственных служащих. (36, с.289) В качестве общероссийского центра по управлению персоналом системы государственной службы был учрежден Комитет о службе чинов гражданского ведомства. Рабочим органом Комитета стал Инспекторский отдел Собственной е.и.в. канцелярии. В нем концентрировались, готовились и представлялись на рассмотрение Комитета все дела о формировании и развитии корпуса государственных служащих.
Таким образом, российским правительством была создана единая система управления персоналом государственной службы, которая включала кадровые институты общегосударственного, регионального и губернского уровня, а также отраслевых министерств и ведомств. Эта система обеспечивала формирование и развитие корпуса государственных служащих в соответствии с общими принципами на всей территории России, позволяла максимально сосредоточивать его управленческую деятельность на реализации общегосударственной политики. В настоящее время кадровая политика государственной службы рассматривается как система организационных, социально-экономических, психологических, а также иных имеющих нормативно-правовую основу мероприятий, обеспечивающих рациональное использование способностей человека, как в его собственных интересах, так и в интересах государства.
Реализация кадровой политики государственной службы представляет собой ряд взаимосвязанных направлений и видов деятельности, отраженных в Приложении 1. (39, с.123) Объем работы по каждому из направлений деятельности зависит от местоположения органа государственной власти в структуре государственного управления, от ситуации на рынке труда, квалификации персонала, социально-психологической обстановки в трудовом коллективе и за его пределами и от многих других внутренних и внешних факторов. В отличие от управления персоналом в предпринимательских структурах управление персоналом в системе государственной службы Российской Федерации происходит в рамках единой системы власти и государственного управления на основе единых правовых, организационных и функциональных принципов. Актуальность разработки и реализации стратегии кадрового обеспечения государственной и муниципальной службы обусловлена и рядом политических обстоятельств. Проблемы расстановки руководящих кадров, формирования выборных органов власти, оценки результатов работы аппарата часто ставятся в центр политического противоборства различных социальных сил. Через кадровую политику предпринимаются попытки «монополизации» руководства сферами и отраслями управления со стороны отдельных групп. Нередко конкретные кадровые вопросы решаются методом «проб и ошибок», в рамках «политических компромиссов». (18, с.80-82)