Анализ организации закупочной логистики на предприятии
В части расчетов для предприятия более долгая отсрочка платежей позволяет оптимизировать управление финансами. Она нужна для того, чтобы не инвестировать средства в товарный запас. Поэтому минимальная отсрочка, требуемая при заключении договора с ОАО «Белхозторг» это 60 календарных дней. Также есть и другой вариант сотрудничества в части расчетов - это оплата товара по мере его реализации.
Скидка должна быть не менее 12%, так как оптовая надбавка предприятия есть 12%, а верхний предел не ограничен. Наибольший размер оптовой скидки на сегодняшний день предоставляют 10 промышленных предприятий это 30%. Средний размер скидки от 15-20%.
Некоторые промышленные предприятия в части скидок работают согласно внутреннему «Положению о скидках», согласно которого поставщиком предоставляется определенная скидка в соответствии с выбранным объемом товара за год. По такому принципу ОАО «Белхозторг» тесно работает с такими предприятиями как ОАО «БЗПИ» выборка на 2012 год - 4,5 млрд. руб.; ОАО «Инвет» выборка - 450 млн. руб.; филиал «Добрушская бумажная фабрика «Герой труда» ОАО «Управляющая компания холдинга «Белорусские обои» - 3,3 млрд. руб. и другие.
Не все предприятия согласны на такие условия работы, особенно это касается промышленности, мелкие предприятия изготовители, а также импортеры более гибкие к рассмотрению данных условий из-за значительной конкуренции и заинтересованности к сотрудничеству с крупным оптовым предприятием, тем самым в продвижении своего товара.
ОАО «Белхозторг» - это предприятие, реализующее широкий ассортимент товаров народного потребления, соответственно имеющее большое количество поставщиков (более 500). Но подходы в отношениях с поставщиками у организации разные.
Возможны два подхода в отношениях с поставщиками:
– занять жесткую позицию на переговорах о закупке и стараться получить самые лучшие условия, невзирая ни на что. Это отношения, которые строятся по принципу экономической целесообразности, или оппортунистические.
– партнерство - стремление обоих предприятий, совместная реализация долгосрочных стратегий, способность к системным инновациям помогать друг другу.
Отношения, которые построены по принципу экономической целесообразности, строятся в основном с предприятиями, обладающие нестратегическими товарными группами, имеющие проблемы со сбытом продукции либо с низкими объемами закупок. Специалисты Общества стремятся к созданию партнерских отношений, если речь идет о стратегических товарных группах, основных позициях предприятия, а также о предприятиях, дилером которых является ОАО «Белхозторг» - это такие предприятия как: ОАО «Легпромразвитие», ОАО «Брестский электроламповый завод», ОАО «Лакокраска», ОАО «Белхудожкерамика», ОАО «БЗПИ», ОАО «Квасевичская перо-пуховая фабрика», ОАО «Минский лакокрасочный завод», ОАО «Инвет», УП «Минская фабрика цветной печати», филиал «Добрушская бумажная фабрика «Герой труда» ОАО «Управляющая компания холдинга «Белорусские обои», ОАО «Оршанский инструментальный завод», ОАО «Брестский завод бытовой химии», ОАО «Воропаевский ДОК», ОАО «Ивенецкий завод художественной керамики», КУП «Калинковичский завод бытовой химии» и другие.
В ОАО «Белхозторг» формируют заказы на поставку товаров специалисты закупочной логистики каждый по своей группе на основе статистических данных, анализа закупок прошлых периодов, существующего спроса на рынке и других данных. Методы закупки товаров определяются, оценивая многие критерии, такие как надежность поставщика, качество товаров, а также:
– условия доставки. В основном договора на предприятии заключены с доставкой товаров транспортом поставщика. Но есть и организации, поставка товаров которых осуществляется транспортом покупателя. Исходя из последнего, поставка согласовывается с транспортным отделом.
– условия оплаты. Если отсрочка платежа минимальная, закупку товара лучше производить мелкими партиями, либо по мере реализации. Также есть поставщики, у которых срок оплаты до 30 календарных дней, а товар нужно закупить большой партией, так как спрос достаточно высокий.
– сезонность товара. Учитывая данный фактор, специалисты отдела прорабатывают варианты возможности накопления товара (закуп большими партиями) до наступления сезона с наименьшими издержками. Например, если отсрочка платежа с поставщиком составляет 60 календарных дней, а реальная реализация товара наступит через 90 дней, с поставщиком ведутся переговоры об увеличении сроков оплаты до 120 календарных дней с целью накопления товара, т.к. в сезон исходя из практики, происходят перебои в поставках (стеклобанки, пленка полиэтиленовая, опрыскиватели, электрические лампочки, наборы для рассады, лопаты снегоуборочные и др.). Так, реализация санок производства РУП «ИК 8 - ПОИСК» ДИН МВД РБ в 2010 году - 325 штук, в 2011 году составила - 1170 штук; лопат снегоуборочных производства ОАО «Легпромразвитие» в 2010 году - 6450 штук, в 2011 году составила 30362 штук.