Методика моделирования процесса управления персоналом
Люди обладают способностью наблюдать феномены и проникать в их взаимосвязи;
Люди обладают возможностью терминологически схватывать феномены реальности и их взаимосвязи с другими феноменами;
Изучаемые феномены имеют постоянные причинно-следственные взаимосвязи - то есть изменение одного из них влечет за собой неизбежное изменение других;
Всякая причина порождает не одно, а несколько следствий [3];
Существуют также стандартные шаги, применяемые для моделирования систем в различных методиках моделирования систем:
В IDEF (построение процессной модели системы) [36]:
Сбор сведений о процессах, происходящих в объекте и/или с объектом;
Определение композиций процессов: какие совокупности процессов представляют собой более общие процессы, а какие, наоборот, следует рассмотреть подробнее, разбив на совокупности отдельных процессов;
Установление зависимостей, между этими процессами, порядка и условий их выполнения,
определение механизмов, исполняющих эти процессы;
определение входящих ресурсов и мест в системе, куда они поступают;
определение результатов этих процессов и куда направляются дальше эти результаты в системе или вне неё;
определение регламентов, по которым исполняются эти процессы (некоторые процессы могут регламентировать друг друга);
Изображение полученных сведений на диаграмме
В UML (построение абстрактной модели системы) [37]:
Определение сущностей, действующих в системе и их разбивка на классы;
Определение способов взаимодействия этих сущностей;
Изображение полученных сведений на диаграмме на примере взаимодействия, как конкретных сущностей, так и абстрактных классов;
В Эконометрике (построение математической модели системы) [38]:
Постановочный этап: определяются конечные цели исследования, моделирования, набор участвующих в модели факторов и показателей и их роли;
Априорный этап: предмодельный анализ экономической сущности изучаемого явления, формирование и формализация априорной информации и исходных допущений, предположений, гипотез на основе экономической теории;
Этап параметризации и спецификации модели: собственно моделирование, то есть выбор вида модели, функции регрессии, в том числе, состава и формы входящих в нее связей между переменными;
Информационный этап: наблюдение и сбор необходимой информации, статистических данных, их обработка;
Этап идентификации модели: статистическое оценивание неизвестных параметров модели по собранным данным, статистический анализ модели;
Этап верификации модели: сопоставление фактических, реальных данных и смоделированных, проверка адекватности модели, оценка ее точности и прогностических свойств.
Объединив все это в единую методику, с учетом вышесказанного, можно получить следующую методику моделирования процесса управления персоналом, включающую в себя следующие этапы:
Определение цели моделирования
(как правило: «выявление проблем и определение тех областей системы, в которых возможны какие-либо улучшения, моделирование этих улучшений»);
Сбор сведений об объекте исследования (что наблюдали и какие взаимосвязи заметили?):
Анкетирование;
Исследование научных и литературных трудов, видеоматериалов, аудиоматериалов и других автономных источников информации, описывающих исследуемую область;
диалоги с экспертами и людьми, профессионально разбирающимися в данной области;
Выдвижение необходимых предпосылок и допущений, анализ их корректности;
Построение моделей взаимодействия сущностей и классов сущностей в виде процессных моделей:
Предварительный анализ:
Определение сущностей, взаимодействующих в системе и разбивка сущностей на классы;