Планирование на предприятии
Планирование и нормирование оборотных средств предприятия: цели, экономические предпосылки, этапы, методы нормирования и их характеристика
Планирование оборотных средств предприятия торговли проводится с целью оптимизации потребности предприятия во всех видах оборотных средств как по общему объему, так и по структуре, так как, с одной стороны, экономия на оборотных средствах может привести к ухудшению качества торгово-хозяйственной деятельности предприятия, сбою в его работе, а с другой стороны, излишне сформированные оборотные средства приводят к замедлению их оборачиваемости, снижению эффективности использования и дополнительному вовлечению средств в оборот, а следовательно, и ухудшению основных показателей работы предприятия. Поэтому планирование оборотных средств является важным составным направлением разработки плана деятельности торгового предприятия и включает в себя следующие основные задачи:
- разработка оптимального размера оборотных средств для своевременного удовлетворения потребностей торгового предприятия в этом виде материальных ресурсов, и обеспечения непрерывной, бесперебойной работы предприятия;
- обеспечение минимизации затрат предприятия на приобретение, транспортировку, доработку и хранение товарных запасов и других материальных ценностей;
- определение оптимального уровня товарных запасов в соответствии со стратегией деятельности торгового предприятия на потребительском рынке;
- обеспечение условий для повышения эффективности использования оборотных средств и в целом деятельности предприятия.
План потребности предприятия торговли в оборотных средствах непосредственно связан с такими видами планов, как план товарооборота, план издержек обращения и финансовый план (рис. 1).
Рисунок 1 - Взаимосвязь плана потребности предприятия в оборотных средствах с основными видами планов торгового предприятия
В связи с тем, что большую часть оборотных средств торгового предприятия составляют товарные запасы, являющиеся предметом труда в торговле, планирование потребности предприятия в оборотных средствах призвано обеспечить создание условий для выполнения плана товарооборота предприятия; обеспечения высоких темпов его прироста. С другой стороны, выполнение плана товарооборота позволяет предприятию получить денежные средства на дальнейшее расширение своей деятельности и обеспечение прироста собственных оборотных средств предприятия торговли.
Содержание и использование оборотных средств торгового предприятия, и прежде всего товарных запасов, связано с определенными текущими затратами: расходами по хранению, подработке, подготовке, упаковке товаров; расходами на тару; потерями товаров в ходе транспортировки и хранения; расходами на рекламу товаров и т.п. Поэтому план потребности торгового предприятия в оборотных средствах непосредственно связан с планом издержек обращения предприятия, находя свое отражение по затратам и содержанию оборотных средств на соответствующих статьях издержек.
План потребности предприятия в собственных оборотных средствах наряду с плановыми расчетами прироста устойчивых пассивов и плановой суммы амортизационных отчислений предшествует разработке плана доходов и расходов предприятия при финансовом планировании и является важной составной частью финансового плана торгового предприятия.
Процесс планирования потребности предприятия торговли в оборотных средствах может осуществляться по следующим этапам (рис. 2).
Планирование потребности предприятия торговли в оборотных средствах | |
I этап |
Анализ экономических предпосылок планирования оборотных средств |
Пэтап |
Нормирование оборотных средств торгового предприятия |
III этап |
Определение плановых источников финансирования прироста потребности предприятия в оборотных средствах |
IV этан |
Оценка плановой эффективности использования оборотных средств |
V этап |
Разработка плана мероприятий по достижению плановой потребности и эффективности использования оборотных средств торгового предприятия |
Рисунок 2. - Этапы планирования оборотных средств предприятия торговли
На первом этапе планирования оборотных средств предприятия торговли осуществляется изучение и анализ экономических предпосылок планирования, основными из которых являются следующие: