Диагностика и формирования профессиональной компетентности
На основе имеющегося международного опыта Б.И. Кузьминым, А.И. Беляевым, Л.Е. Воробьевой, О.В. Воробьевой была разработана система корпоративных компетенций руководителей и специалистов, основанная на актуальных компетенциях. Данная методика использована для диагностики фактических и целевых компетенций ОАО «Газпром». Их оценка осуществляется с помощью предложенных деловых и ролевых игр, ситуаций для анализа на основе системы сквозных критериев, отражающих определенные компетенции. Учитывается также мнение экспертов и анализируется мнение самих работников «Газпрома» [15, с. 16].
Сложно оспорить тот факт, что перечень личностных и деловых качеств, включенный во все должностные инструкции руководителей российских предприятий, в настоящее время является недостаточным «рабочим инструментом» оценки компетентности руководителей. Для этого требуется формализация процесса оценки, т.е. на основе использования лучших российских и зарубежных методик необходима разработка соответствующих конкретным компетенциям показателей, числовые значения которых помогут оценить руководителя в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Для эффективной оценки профессиональной компетентности менеджеров важны суждения, выносимые коллегами или равными по рангу. Рассматриваются также самооценки. Подобные методы действительно помогают лучше понять, насколько хорошо менеджер выполняет свою работу [6, с. 573].