Антистрессовая программа
В переработанном виде этот раздел приведен из книги Самоукиной Н. В. «Управление персоналом: российский опыт» (стр. 208-228), ни в одном другом издании данная тема не была раскрыта, что заставляет думать о малой заинтересованности исследователей и практиков психологическими особенностями работников и способами воздействия на них.
Полностью исключить в работе персонала профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях, скорее всего, невозможно. Но вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей. В каждой компании и каждом подразделении должна быть разработана и реализована антистрессовая программа для персонала, направленная на повышение работоспособности сотрудников.
Разработку программы психологической защиты сотрудников от разрушающего стресса и выгорания необходимо начать с описания тех закономерностей, которые лежат в основе функционирования психики работающего человека. Это можно сделать, если предложить пятиуровневую модель функционирования психики взрослого и работающего человека.
1) Самый верхний уровень - это духовность. Прежде всего это ценности человека, его понимание смысла жизни и работы, отношение к миру, людям, самому себе.
2) Второй уровень составляют рациональность и мыслительная деятельность: размышления, умозаключения, рефлексия, анализ, выводы.
3) Третий уровень - это эмоциональная сфера, чувства, переживания и эмоции.
4) Четвертый уровень составляет бессознательное.
5) Пятый уровень - это психофизиология или состояние физического здоровья.
Чтобы сохранить высокую работоспособность, необходимо обеспечить эффективное функционирование всех пяти уровней. Следовательно, система антистрессовых упражнений и мероприятий должна быть подобрана таким образом, чтобы регулировать каждый уровень данной психической модели.
1) Для взрослого человека проблема ценностей и смысла жизни является чрезвычайно актуальной. Иногда на их поиски уходит вся жизнь, поэтому, конечно, сложно предположить, что в рамках антистрессовой программы станет возможным сразу найти ответы на такие вопросы. Но поскольку порой человек серьезно над этим в обычной жизни не задумывается, то, возможно, в экстремальных условиях стресса он найдет правильный путь к решению. Помочь в этом могут специальные упражнения, приведенные в приложении 3 «Упражнения для психотерапии в антистрессовой программе»: «Кто Я?», «Образ жизненного пути», «Отношение к жизненному времени», «Мне 70 лет» и т.д. Духовные ценности созидания, духовные ценности переживаний духовные ценности отношений - все это определяет стремления человека и его возможность достижения счастья в жизни путем достижения данных ценностей.
2) Мыслительная деятельность сложно поддается анализу и корректировке, но упражнения на развитие логики, аналитического мышления, построения рациональных и успешных выводов из различного рода размышлений могут намного улучшить состояние сотрудника, повысить его самооценку и деловые качества. В рассмотренных учебных источниках я нашла примеры таких тестов и упражнений в работе Самыгина С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления, но приведены они не совсем явно, так что ориентируясь на популярные сейчас методики управления стрессами, предположу, что основная масса проводимых сейчас специально разработанных профессиональных тренингов направлена как раз на развитие подобных качеств у работника. Главная задача подобных мероприятий - развитие умения правильно понимать ситуацию, правильно формулировать причины и задачи, правильно находить решение этих задач, правильно формулировать эти решения и правильно их толковать, т.е. применять на практике.
3) Эффективная саморегуляция эмоциональной сферы основана на развитом самоконтроле. Наличие самоконтроля предполагает, что в напряженных и сложных ситуациях работник стремится к сохранению самообладания, спокойствия и равновесия, адекватно относится к себе и своему партнеру. Он не позволяет себе повышать голос в ситуации конфликта, направлен не на оценку личных качеств партнера по типу «такой-сякой», а на выяснение ситуации по существу.
В современной практической психологии существуют специальные направления, целью которых выступает разработка средств, техник и упражнений по формированию эффективного самоконтроля, а также снижения усталости и переутомления. Одним из таких направлений выступает визуальная психотехника. Основным фактором в ней является визуальный образ, который человек сознательно создает в своем воображении. Конкретное содержание создаваемого визуального образа насыщается эмоциональным отношением жизни человека, тем, какие детали и образы он помнит, что ему важно и дорого в его воспоминаниях. Примеры таких упражнений - «Проблема», «Мудрец», «Убежище» и т.д.