Организационные методы управления стрессами
стресс профессиональный выгорание управление
Общий план управления стрессом мы рассмотрели выше, теперь стоит обозначить конкретные способы, приемы в разрешении данных ситуаций на уровне организации - организационные методы - методы, направленные на уменьшение степени экстремальности факторов производственной среды и их большее соответствие психофизиологическим особенностям работника.
Можно классифицировать методы по типу инструментов, используемых для управления стрессом и сферы, на которую их использование направлено:
1) непосредственно организационные
методы - это большой блок мероприятий, направленных на анализ структуры организации, ее целей и способов достижения этих целей с учетом требований стрессовых ситуаций.
Если мы вспомним факторы профессионального стресса из раздела 1.3., то увидим, что основной его причиной является содержание работы, поэтому сначала надо определить какой труд лежит в основе деятельности организации и какой труд необходим работнику для удовлетворения своих материальных и моральных потребностей. Для этого будет полезным узнать, что вкладывается в понятие качественного труда (источник: Басовский Л. Е. Менеджмент: Учебное пособие):
работа должна быть интересной;
вознаграждение и признание труда должно быть справедливым;
рабочая среда должна соответствовать современным санитарным нормам;
надзор руководства должен быть минимален, но при этом осуществляться всегда, когда в нем возникает необходимость;
работники должны участвовать в принятии решений относительно их работы;
должны быть обеспечены гарантии работы и развитие дружеских взаимоотношений с коллегами;
должны быть обеспечены средства бытового и медицинского обслуживания.
В условиях качественной трудовой жизни работник воспринимает значимость своей работы, ощущает ответственность за результаты и знает, насколько его труд эффективен (методология Р. Хекмана и Г. Олдхэма). Необходимо определять базовый объем работ, который позволяет работнику испытывать все эти три психологических состояния. Ощущение значимости труда можно реализовать за счет предоставления работнику возможности расширения количества трудовых навыков, определенности производственных заданий, повышения их важности. Ответственность за результаты труда можно усилить, предоставив работнику больше самостоятельности. Осознание реальных результатов труда развивается, если работник получает ответную информацию.
Если выполняются предъявленные требования, то можно говорить о том, что работа приносит работнику полное удовлетворение и тогда организационные методы мы можем определить как совершенствование организации труда, направленное на то, чтобы труд стал давать большее внутреннее удовлетворение и больше возможностей для удовлетворения высших потребностей человека - заинтересованности, самоутверждения и развития личности. Получение такого удовлетворения - самое важное и полезное лекарство от стресса на работе, позволяющее имеющийся уровень стресса переводить в полезную форму - эустресс.
Для решения подобной задачи требуется:
а) рациональная организация рабочих мест - все подразделения в фирме должны иметь реальную производственную значимость, быть необходимыми в равной степени и функционально зависимыми друг от друга. Недостаток полномочий или их переизбыток, неравенство имеющихся ресурсов, неопределенность в понимании самой сущности выполняемой работы - мощные двигатели к развитию стресса, причем на всех уровнях персонала фирмы. Рационализация рабочих мест кроме решения перечисленных проблем предполагает также совершенствование производственных связей: налаживание всесторонней коммуникации и информационного обеспечения. Оформлено это может быть в штатном расписании организации и в должностных инструкциях для работников, где четко очерчивается круг выполняемых трудовых действий и их объем.
Очень интересен пример решения ситуации, когда управленческий стресс связан с постоянной нехваткой времени на консультирование сотрудников по возникающим у них вопросам - имеет место нерациональное распределение обязанностей (Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления, стр. 501):
Согласно новому правилу, сотрудник, представивший проблему для обсуждения, обязан подготовить записку с ответами на четыре следующих вопроса:
В чем суть проблемы?
В чем ее причина?
Каковы возможные решения?
Что конкретно вы предлагаете?
В результате сотрудники стали редко обращаться к руководителю за советом. Они поняли - для того, чтобы ответить на предложенные четыре вопроса, нужно собрать факты и проанализировать создавшееся положение. После этого в большинстве случаев нужда в консультациях руководителя отпадает. Когда же консультации все-таки необходимы, на них уходит лишь треть времени, тратившегося в прошлом. Дискуссия протекает упорядоченнее, в логической последовательности, и в результате принимается разумное решение.