Управление стрессами
в) Если стресс психологический хронический - здесь уже приходится говорить о чисто профессиональном стрессе, и тогда его причины лежат намного глубже и существует вероятность профессиональной непригодности сотрудника к выполнению работы. Здесь причинами могут стать уже указанные в разделе 1.3 «Факторы (причины) профессионального стресса»: неполноценное содержание работы, слишком высокая или низкая рабочая нагрузка, неподходящий темп и график работы, неверно распределенные обязанности, отсутствие перспектив роста и участия в управлении.
Для точного определения причины стресса следует также воспользоваться специализированным тестом, как, например, в приложении 1 тест №3 «Тест на профессиональный стресс» и тест №4 «Причины стресса в вашей работе». Они помогут проанализировать направленность стресса - на внеорганизационный, внутриорганизационный или собственный внутренний источник экстремального фактора. Здесь хочу отметить целесообразность теста №3, автором которого выступает Щербатых Ю. В. Этот тест совмещает в себе ответы как в виде градуированной шкалы, так и в свободной ориентации, а также не содержит законченной интерпретации ответов, позволяя составить персональный портрет каждого работника.
3)
Выбор оптимального поведения.
Цель - овладеть стрессовой ситуацией.
Руководство организацией в управлении стрессом может занимать две позиции: с одной стороны, оно может проводить политику активной заботы о здоровье своих работников и своевременно отслеживать и контролировать стрессовые проявления, с другой стороны, оно может дистанцироваться от непосредственного решения задач, перекладывая эту работу непосредственно на плечи самих работников.
В первом случае, после проведения первых двух этапов управления стрессом: обнаружения стресса и нахождения его причин, - проводится анализ требуемых для разрешения ситуации действий и принимается решение о целесообразности их применения. В зависимости от того, с каким типом стресса мы имеем дело и какие причины лежат в его основании, можно различать:
а) относительно простые, технологически не сложные методы урегулирования - смена режима труда, повышение - понижение нагрузки, улучшение бытовых условий, увеличение времени отдыха и т. д. (естественно, с одновременным учетом производственного процесса и индивидуальных особенностей работника) - осуществимы при физиологических факторах в относительно короткие сроки и с небольшими тратами. Но требуют всестороннего анализа структуры организации и управления.
б) достаточно сложные, растянутые во времени способы управления - когда причинами стресса на работе становятся расхождения в профессиональных ценностях работника и организации, а также психофизиологическая неспособность сотрудников постоянно работать в экстремальных условиях (даже при условии высокой стрессоустойчивости). Здесь уже требуется вмешательство специалистов и использование приемов антистрессовой защиты, проведение общего тестирования способностей и психологических особенностей работников и выработка специальных программ.
в) невозможные, невыполнимые изменения - когда причинами стресса на работе являются или внешние, не зависящие от воли руководства факторы (общий экономический спад, топливный кризис, постоянное падение спроса на товар и т.п.) или внутренние характеристики работника - полное объективное несоответствие должности. Такое положение дел предполагает одно решение - смена должности в этой организации или переход в другую компанию, т.е. увольнение. Есть также вариант реструктуризации предприятия - это самый дорогостоящий и рискованный вариант действий, но в ряде случаев он бывает единственным выходом.