Управление стрессами
Тесты могут основываться на принципе градуированной шкалы, где ответ дается в виде числа, балла, отражающего интенсивность ощущения в данный момент времени. Итоги теста - это данные на текущий момент времени. Такого рода тесты весьма популярны, поскольку очень просты в обработке.
Для другого типа анкетирования характерны ответы более широкого профиля: сотруднику предлагается выбор из различных вариантов ответа, а также возможность сделать собственные аналитические выводы на основании прошлого опыта и переживаний. Такой тест более сложный, но, вместе с тем, более глубокий - он позволяет индивидуализировать состояние каждого сотрудника, а также проследить динамику изменений.
В приложении 1 приведены примеры тестов на стрессоустойчивость, выявление симптомов и причин профессионального стресса. Для распознавания стресса можно использовать тесты №1 и 2 (на стрессоустойчивость) - они покажут поведенческие предпочтения человека, определяющие его предрасположенность к развитию того или иного вида стресса, но наиболее эффективным будет использование теста №5 «Комплексная оценка проявлений стресса». По нему можно не только отследить само появление стресса у работников, но и перейти к следующему этапу в его распознавании - определению типа стресса (раздел 1.1. «Виды стресса»).
В зависимости от преобладания физиологических или психологических симптомов можно определить наличие соответственно физиологического или психологического стресса - это будет большим подспорьем в работе с персоналом, поскольку изменение внешних факторов работы является всегда менее болезненным и сложным мероприятием: часто для решения такого рода проблемы бывает достаточно обычного отдыха.
К сожалению, очень тяжело обстоит дело с определением уровня стресса, без чего невозможно четко сказать, имеем ли мы дело с недавно возникшим состоянием или это хроническое явление, перерастающее в синдром профессионального выгорания. (Правда, для профессионального выгорания есть свои отдельные объективные показатели, такие как 100% текучесть кадров и общая для всех низкая мотивация к труду (см. раздел 1.2. «Синдром профессионального выгорания»). В использованных источниках практически нет информации о том, как составлять тесты для измерения проявлений стресса во времени. Наиболее ценной информацией для работника кадровой службы стало бы знание о моменте возникновения стрессового состояния и динамике его проявления, поскольку чем больше продолжительность этого явления, тем более обширные и сложные курсы лечения придется применять.
2)
Выявление причины стресса.
Цель - иметь возможность ее изменить.
Так выше мы выяснили, что у работника может наблюдаться физиологический, психологический, моментный или хронический стресс, у каждого из которых есть свои объективные и субъективные причины:
а) Если стресс физиологический и проявляется ситуативно, то его причины - влияние возникших внешних стрессовых факторов или усталости сотрудника. В этих случаях стресс проходит после прекращения воздействия неблагоприятных факторов или после отдыха сотрудника.
б) Если стресс психологический моментный, то его причины, как правило, - отсутствие эффективных профессиональных навыков, необходимых для успешного выполнения данной работы, или следствие неправильных действий или неправильного стиля работы. Изменить ситуацию можно различными способами: сотруднику стоит пройти курс практического обучения с целью формирования необходимых профессиональных навыков. В ином случае желательно, чтобы сотрудник прошел цикл психологических консультаций, с тем чтобы выработать эффективный и адекватный его опыту, компетентности и характеру индивидуальный стиль профессиональной или управленческой деятельности.