Управление стрессами
В общих чертах управление стрессом в любых организациях и при любых условиях предполагает последовательное выполнение следующих пяти действий (наименования пунктов приведены из лекции Жданова О. И., содержание же составлено путем компиляции данных из представленных в списке литературы источников и самостоятельных выводов):
1)
Своевременное распознавание стресса.
Цель - своевременно начать поиск причины стресса.
Пожалуй, самая первая стадия управления стрессом является одновременно самой сложной. Главным показателем наличия стрессового состояния у работников является снижение эффективности работы - количественные и качественные показатели труда: количество проданных товаров, качество оказанных услуг или выпущенных изделий и т.п. Практика управления персоналом на отечественных предприятиях показывает, что такого рода показатель чаще связывается с профессионализмом работника, его способностью выполнять порученную работу, при этом очень мало внимания уделяется его психофизиологическому состоянию. Так что первой проблемой становится разграничение реальной некомпетентности работника от особого рабочего состояния, т.е. стресса. Особый упор в этом случае кадровой службе предприятия следует делать на проведение оценки персонала не только с точки зрения навыков и умений, но и с учетом особых личностных свойств и качеств каждого работника.
На первом этапе следует уделить центральное внимание симптомам стресса - его поведенческим, интеллектуальным, физиологическим и эмоциональным проявлениям у работников. Этим явлениям был отведен раздел 1.4. «Симптомы (проявления) профессионального стресса», опираясь на него, можно составить представление об общем состоянии рабочего коллектива. При этом, конечно, надо учитывать, что анализ ситуации путем простого наблюдения не всегда представляется возможным и требует комплексного подхода, поэтому исследование логичнее вести в двух направлениях: диагностика объективных показателей деятельности и анализ субъективных показателей.
Методы диагностики стрессового состояния.
а) объективная оценка - помогает изучить физиологические признаки: показатели деятельности различных отделов центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной и эндокринной систем. Для разных состояний характерны определенные сдвиги в работе перечисленных систем, а также в протекании основных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоциональной сферы. С помощью оборудования можно исследовать артериальное давление и частоту сердечных сокращений, провести общую диагностику организма, выявить уровень мышечного истощения, зрительного, слухового или других видов перенапряжения и др. Нарушения психических процессов можно проследить, оценив следующие показатели:
прием и переработка информации;
глазодвигательная координация;
внимание и концентрация внимания;
моторные и контрольные функции.
К сожалению, этот метод требует наличия больших средств и времени, сложного инструментария и специалистов, обладающих обширными знаниями в области физиологии и психофизиологии. Поэтому на практике чаще используется второй подход.
б) субъективная оценка - анкетирование и интервьюирование. Этот метод используется с целью получения информации об основных симптомах и реакциях непосредственно у самого работника. Для этого применяется система специализированных тестов, которые могут строиться по разным правилам: