Роль руководителя в системе управления библиотекой
Первоочередная обязанность руководителя - решение проблем, поэтому опыт в этой сфере является ключевым для их работы, соответствующие способности решения проблем, должен развивать в себе каждый руководитель. Умело решающего проблемы руководителя отличают: выбор методов, подходящих к определенной ситуации, использование системного, комплексного подхода, четкое определение ответственных за проблему и цели в работе каждого сотрудника, эффективное планирование, анализ, контроль, координация [3,c.37].
Неотъемлемая черта руководителя - творческие способности. Он может смело нарушать традиции, испытывая потребность в переменах, предпочитать новаторские решения, идти на риск. Он также ценит творческий потенциал в других людях, поддерживая совершенно новые идеи, поощряются совершенно новые предложения.
В характеристике руководителя должно присутствовать умение влиять на окружающих. Авторитет - очень сложное понятие, здесь включается такой фактор, как непосредственное влияние на окружающих, создающееся личным общением, манерой поведения, одеждой, наружностью и т.п. Авторитетный руководитель уверен в себе, ясно излагает свои мысли, дает четкие указания, стремится быть настойчивым, прислушивается к другим, имеет убедительный внешний вид.
Следующее качество руководителя - понимание стиля и практики менеджмента. Ключ к эффективному управлению заключается в способности руководителя тщательно и углубленно анализировать ситуацию и на этой основе выбирать подходящую в данный момент философию менеджмента. Способность к свободному владению различными стилями руководства всегда привлекательна для окружающих, делает их единомышленниками руководителя, участниками решения новых сложных проблем [27,с. 148].
Ключевой задачей управления становится обучение подчиненных и развитие их способностей. Руководитель - это по совместительству преподаватель, который создает в коллективе атмосферу, благоприятную для обучения своих сотрудников, развитие их мастерства. Высокие педагогические способности руководителя проявляются в том, что он прекрасно знает сильные и слабые стороны окружающих, дает подчиненным сложные задания и ставит перед ними цели, требующие усилий, систематически консультирует сотрудников и оценивает их потенциал.
Выводы ко второй главе. Таким образом, рассмотренные нами в этой главе требования к новой модели руководителя позволяет на уровне библиотеки развить многоаспектную управленческую деятельность по планированию стратегии, определению долгосрочных перспектив, изучению факторов внешней среды, организации эффективного взаимодействия и мотивами сотрудников. В центре стратегии концепции библиотечного менеджмента находится человеческий фактор, поскольку человек рассматривается как наивысшая ценность. Менеджер-профессионал по современным требованиям это специалист достигший уровня мастерства, компетентности и морально-личностных качеств, что может активно осуществлять позитивные вклады, как в развитие библиотеки, так и в развитие работающих в ней библиотекарей. Ответственность в делах, умение рисковать в нетрадиционных ситуациях, чувствительность к инновациям, умение управлять конфликтами, стремление к самосовершенствованию, высокая работоспособность, устойчивость к стрессам, общее позитивное отношение к жизни. Таким видят нового лидера в системе управления и сотрудники Красненской районной библиотеки, которые при тестировании выбрали коллегиальный компонент как самый приемлемый и эффективный. К данному типу руководителя относятся - требовательность и контроль которые сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность , а также демократичность в принятии решения.